ПЯТА (HEEL) Словарь библейских образов

Люди, постоянно передвигающиеся пешком или занимающиеся физическими упражнениями, лучше других понимают значение пяты, о котором свидетельствует десяток библейских упоминаний об этой части тела. Среди них мы видим буквальные образы змеи, жалящей в ногу коня, так что всадник его падает (Бытие 49:17); преследования по пятам (Бытие 49:19), людей, идущих по стопам своего лидера (Вт. 33:3; Книга Судей 5:15 {«пеший»}), ловушки, в которую попадает пята человека (Иов 18:9), и ужаса, следующего по пятам человека (Иов 18:11). В целом (за некоторыми исключениями) эти образы связывают пяту с потенциальной опасностью и рисуют картину уязвимости человека.

Самый известный библейский образ пяты в прямом смысле – пята Исава, за которую держался Иаков, когда выходил из утробы Ревекки (Бытие 25:26). Этот инцидент показался в семье таким примечательным (и, возможно, забавным), что благодаря ему Иаков получил имя, которое переводится по-разному – «держащийся за пяту», «вытесняющий» или «выживающий».

В этом отрывке в прямой смысл вплетается и переносный, поскольку выражение «ухватиться за пяту» на древнем Ближнем Востоке означало «обмануть». Иаков проявил себя хитрецом, лишив брата наследия и обманув отца, который дал ему благословение, предназначавшееся для Исава (ср. Осия 12:3; см. ОБМАН, ПЛУТ).

В переносном смысле образ пяты встречается в заявлениях о противодействии врага. В От Иоанна 13:18 Иисус, имея в виду Иуду, ссылается на Псалтирь 40:10. В нем псалмопевец говорит о предательстве близкого друга, который бессовестно поднял на него пяту. В этом образе, возможно, выражается мысль, что человек отвернулся и оставил ближнего в нужде или вероломно попрал ногой. Важное значение имеет Бытие 3:15, где Бог наложил на змея, в частности, такое проклятие: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Это обетование искупления во Христе, семени женщины, наносящего сатане сокрушительный удар, которому тот не сможет ничего противопоставить.

См. также: НОГА (II).