ПРОЩЕНИЕ (FORGIVENESS) Словарь библейских образов

Примерно 125 прямых упоминаний о прощении в Библии носят, в основном, буквальный по своему значению характер и сами по себе не выражают символику, связанную с прощением. Суть символики прощения заключается в том, что грех рассматривается как нечто, требующее искоренения или удаления. Дополнительный мотив привлекает внимание к нарушению связей между людьми, которые необходимо восстановить. В обоих случаях образы прощения соотносятся с необходимостью решения проблемы посредством либо удаления чего-то, либо примирения с кем-то.

В Библии речь почти всегда идет о Божьем прощении. Но и на человеческом уровне мы видим, что Иосиф простил поступивших с ним подло братьев, Исав простил Иакова, а также читаем заповедь Иисуса прощать брата «до седмижды семидесяти раз» (От Матфея 18:22; От Луки 17:4), подкрепленную притчей о прощении долгов (От Матфея 18:23-35). В заявлениях Иисуса, что Бог прощает людей, как они прощают друг друга (От Матфея 6:12,1415), находит выражение образ взаимосвязанности. Притча о блудном сыне и простившем его отце служит примером человеческого прощения, но одновременно и метафорой Божьего прощения (От Луки 15:11-32).

Прощение как удаление греха. В большинстве библейских образов прощения подразумевается освобождение от греха в том или ином виде. Некоторые образы связаны с пространственными категориями – грех удаляется (Псалтирь 102:12), ввергается в пучину морскую (Михей 7:19), изглаживается «как туман... как облако» (Исаия 44:22; Захария 3:9), бросается за спину Бога (Исаия 38:17), берется «от среды» (К Колоссянам 2:14) или «уничтожается» (К Евреям 9:26). Как вариант грех покрывается (Псалтирь 31:1; К Римлянам 4:7), дабы скрыть его от взгляда или изгладить (Псалтирь 50:11; Иеремия 18:23). Если исходить из предпосылки, что грех представляет собой внутреннее загрязнение, прощение можно рассматривать как процесс омовения (Псалтирь 50:9; Исаия 4:4; Деяния 22:16), очищения (Левит 16:30; Числа 8:21; Псалтирь 50:4; Исаия 4:4; Захария 13:1; Иеремия 33:8; Иезекииль 36:33; 1-е Иоанна 1:7,9), получение «сердца чистого» (Псалтирь 50:12) или «очищение кровью» (К Евреям 9:22). В символике красок красный цвет символизирует грех, а прощение соответственно означает очищение багряного и пурпурного и придание ему белизны снега или шерсти (Исаия 1:18).

Грех понимается также как долг или наказание, а прощение соответственно как уплата или погашение долга (От Матфея 6:12; Исаия 40:2) и как отмена «рукописания [долгового обязательства], которое было против нас» (К Колоссянам 2:14). Также мы видим случаи, когда Бог не делает чего-то в отношении греха – не вменяет его (К Римлянам 4:8; 2-е Коринфянам 5:19), не вспоминает о нем (Иеремия 31:34; К Евреям 8:12). Бог может также отвращать Свое лицо от чьего-то греха (Псалтирь 50:11; см. Иеремия 16:17, где показан противоположный пример).

Аналогичная группа образов связана с освобождением от зависимости и исцелением от болезни. Если грех – бремя, которое несет человек, прощение выражается в том, что Христос «грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1-е Петра 2:24), или в том, что Бог «пригвоздил [их] ко кресту» (К Колоссянам 2:14). Прощение есть также освобождение от зависимости (Деяния 13:38-39; К Римлянам 6:7,18; К Галатам 1:4; Откровение 1:5). В библейские времена проводилась тесная связь между человеческой греховностью и физическим нездоровьем. Поэтому мы видим отрывки, в которых прощение рассматривается одновременно как процесс избавления тела от болезни (Псалтирь 31:1-5; 102:3; Исаия 53:5; От Матфея 9:2,5; 9; От Марка 2:5; От Луки 5:20,23; 1-е Петра 2:24).

Прощение как восстановление отношений. В центре второй основной группы образов стоит восстановление отношений между Богом и грешником через прощение. Классический пример – радушный прием, который отец оказал вернувшемуся блудному сыну (От Луки 15:11-32). В К Римлянам 5:10-11 нарисована аналогичная картина радостного примирения (ср. 2-е Коринфянам 5:19; К Колоссянам 1:22), а в других местах используется образ примирения Кровью креста (К Колоссянам 1:20; ср. К Ефесянам 2:15). Прощение – это примирение с Богом людей, «бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (К Колоссянам 1:21). В евангелиях показаны картины застольного общения Иисуса с мытарями и грешниками.

С темой прощения чаще всего связываются такие атрибуты Бога, как милосердие, благодать и неизменная любовь. В Библии семь раз почти дословно повторяется формулировка: Бог «милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исход 34:6; Неемия 9:17; Псалтирь 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2, несколько видоизмененная во 2-я Паралипоменон 30:9; Неемия 9:31; Псалтирь 110:4; 111:4). В образах, относящихся к Божьему прощению, выражается мысль о его масштабе и щедрости. Оно полное, а не половинчатое. Бог не просто удаляет грех – Он удаляет его до такой степени, «как далеко восток от запада» (Псалтирь 102:12), проявляя тем самым великую милость, сравнимую с тем, «как высоко небо над землею» (Псалтирь 102:11). В рассказе Иисуса об отце, простившем блудного сына, отец не просто принял сына – он побежал навстречу, расцеловал его и устроил щедрое угощение (см. ПИР). Тема размаха сочетается в этих образах с проявлением нежности: в песне Захарии говорится о прощении грехов «по благо утробному милосердию Бога нашего» (От Луки 1:77-78), а в Псалтирь 102 картина широкого пространства сочетается с образом Бога, милующего людей, «как отец милует сынов» (Псалтирь 102:13).

Что касается роли человека в этих взаимоотношениях, прощение основывается на проявлении инициативы и обращении с просьбой о нем. Человек, получающий в конечном счете прощение, начинает с покаяния – он кается в грехе и просит Бога простить его. В покаянных псалмах, таких как Псалтирь 31 и 50, изображается широкий круг человеческих чувств и переживаний, приводящих человека к покаянию. Чтобы получить у Бога прощение, надо просить о нем (2-я Паралипоменон 33:12-13). Псалмопевец заявляет, что Бог «благ и милосерд» ко всем призывающим Его (Псалтирь 85:5). Образ прощения как процесса, начинающегося с покаяния, можно увидеть в Левит 6:1-7, где показан путь к получению прощения, а в ветхозаветной системе жертвоприношений он выражается в более общих категориях.

Важным дополнительным мотивом, связанным с природой получения прощения, служит положение человека «до» и «после». Прощение означает переход от состояния виновности к объявлению человека невиновным (ср. Исход 34:7, где показан образ Бога, оправдывающего виновных; Псалтирь 31:5; Иеремия 33:8). В положении «до» получения прощения есть психологическая сторона, характеризующаяся чувством тревоги и психосоматическими симптомами, для положения «после» характерно облегчение и радость. Основной мотив звучит в Псалтирь 31:1-2, где прощенный человек назван «блаженным». Ответ человека на Божье прощение проявляется также в любви к Богу – любовь, которой требовал Иисус, была пропорциональной прощению, полученному кающимися (От Луки 7:36-50).

Заключение. В библейских образах прощения заложен троякий смысл:

насущная потребность человеческого сердца в прощении,

решимость, с которой Бог удаляет грех,

преизбыток Божьего милосердия, выражающегося в прощении.

См. также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ, БЛУДНЫЙ СЫН, ВИНА, ГРЕХ, ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, МИЛОСТЬ, МИР (I), ОЧИЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, ПРИНОШЕНИЕ, СНЕГ, СОКРЫТИЕ, ШЕРСТЬ.