ПРОЩАЛЬНАЯ РЕЧЬ (FAREWELL DISCOURSE) Словарь библейских образов

Прощальная речь в Библии – это обращение духовного лидера к своим последователям перед самой смертью или незадолго до нее с наставлением относительно их поведения в будущем и пророчеством, что принесет с собой будущее. В приложении к своей книге «Богословие Нового Завета» (1955 [1941]) Стофер выделил основные характеристики этого жанра:

1) созыв последователей,

2) заявление о приближающейся кончине патриарха или пророка,

3) богословский обзор истории,

4) призыв оставаться верными,

5) пророчества о будущем,

6) предостережение против лжеучителей,

7) предсказания несчастий и разногласий,

8) слова утешения и обещания,

9) молитвы за остающихся после него и благословения их,

10) назначение преемника или преемников,

11) вознесение хвалы или молитва.

В дополнение к этим пунктам мы можем отметить, что во многих прощальных речах выступающий подчеркивает свою преданность и ставит себя в пример последователям. Все эти элементы полностью не встречаются нигде, но во многих речах фигурирует несколько из них.

Первой прощальной речью, установившей парадигму последующих, была речь Иакова в Бытие 4849. Иаков позвал Иосифа и взял с него обещание, чтобы его похоронили вместе с предками. Он кратко напомнил историю отношений Бога со своей семьей, благословил свое потомство, высказал пророчества о нем, предсказал конфликты и дал наставления относительно будущего.

С речью Иакова во многом перекликается прощальное благословение Моисея во Вт. 31 – 33, особенно в части благословения колен в главе 33. Но этой части предшествует также собрание всего Израиля, и в ней есть предсказание близкой смерти Моисея, назначение Иисуса Навина, исторический обзор верности Бога завету (особенно в песни в главе 32), призыв оставаться верными и предсказание грядущих неудач и бедствий.

Прощание Иисуса Навина в Иисус Навин 2324 тоже начинается с созыва Израиля и заявления о приближающейся смерти, но оно носит более увещевательный характер с историческим обзором в качестве средства подкрепления увещевания. Здесь тоже есть предсказания, в частности, о том, что уцелевшие из прежнего населения земли «будут для вас петлею и сетью» (Иисус Навин 23:13).

В 1-я Царств 12 изложено прощальное обращение Самуила, в котором он заявляет о своей преданности, делает исторический обзор, призывает народ оставаться верным и в противном случае предсказывает наказание. Вместе с тем, Самуил ничего не говорит о своей смерти, которая наступит позднее. Другие ветхозаветные примеры – прощание Иисуса Навина с Израилем (Иисус Навин 2224) и последние слова Давида народу (1-я Паралипоменон 2829).

В Новом Завете общая схема сохраняется, но несколько видоизменяется. В частности, главная опасность исходит уже не от язычников с их лжебогами, живущих на той же земле, а от еретиков с их лжеучениями, пребывающих в той же церкви. Поэтому предупреждения высказываются конкретно против лжеучений. Такие предупреждения – наиболее последовательно проявляющаяся характерная черта новозаветных прощальных обращений. Лучший, пожалуй, пример – прощание Павла с ефесскими пресвитерами (Деяния 20:17-38). Павел собрал пресвитеров в Милите, заявил о своей преданности делу, предсказал тяжелые испытания для себя самого и для них и тот факт, что они больше не увидятся, призвал их наблюдать за собой и за паствой, предостерег против лжеучителей и помолился с ними.

В посланиях можно увидеть и другие прощальные речи. 2Тимофею явно несет на себе печать прощальной речи. В нем можно отметить предчувствие скорой кончины (2-е Тимофею 4:6), заявления о преданности (2-е Тимофею 1:3-12), призыв оставаться верным (2-е Тимофею 1:13-14; 3:14–17), предостережения против лжеучителей (2-е Тимофею 2:16-18; 3:6–9), предсказания скорбей и испытаний для церкви (2-е Тимофею 3:1-9) и даже своего рода исторический обзор (2-е Тимофею 1:5; 2:8–13; 3:10–11). 2Петра тоже отличается такими характеристиками.

Центральное место в Новом Завете, безусловно, занимает Иисус, и некоторые Его речи носят характер прощальных обращений. В От Иоанна 1317 Иисус предсказывает Свою смерть и готовит учеников к будущему. Помимо обычных тем, таких как осознание приближения смерти (От Иоанна 13:1), откровения о будущем (От Иоанна 14:29), предупреждение о будущих испытаниях (От Иоанна 15:20-21), призыв соблюдать слово Учителя (От Иоанна 14:21-23), обетование утешения (От Иоанна 14:1), молитва и благословение (От Иоанна 17), там есть еще эпизод омовения ног (От Иоанна 13) и заповедь любить друг друга (От Иоанна 13:34).

В синоптических евангелиях в словах Иисуса непосредственно перед вознесением тоже присутствуют некоторые из этих мотивов, но их, по-видимому, не следует рассматривать как прощальные речи. А вот речь на Елеонской горе (От Матфея 2425; От Марка 13; От Луки 19) выглядит как прощальное обращение. О принадлежности к этому жанру свидетельствуют предсказания бедствий, предостережения против лжеучителей, увещевания не поддаваться обману и бодрствовать и предсказания будущего Божьего народа.

Наконец, можно отметить рассказы о прощаниях, не относящиеся формально к жанру прощальных речей, но имеющие сходный характер и производящие такое же эмоциональное воздействие. На память приходят многие сцены расставания, описанные в Библии: расставание Ревекки с семьей, благословляющей ее (Бытие 24:59-61), переживания Иакова и его матери при расставании (Бытие 28:2-5), прощание Моисея с тестем после того, как тот посетил его в пустыне (Исход 18:27), разлучение Илии и Елисея (4-я Царств 2:1-12). Оттенок прощания имеют даже благословения в новозаветных посланиях.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, СТРАНСТВИЯ.

Библиография: Е.Stauffer, New Testament Theology (London: SCM Press, 1955).