ПРОСТОФИЛЯ (DUPE) Словарь библейских образов

Простофиля – характерный персонаж, которого можно легко обмануть или перехитрить. Он обычно изображается в комическом виде – как объект вполне заслуженной шутки, – но в Библии показаны и примеры обмана, приводившего к трагическим результатам.

Первой в Библии жертвой обмана стала Ева, поддавшаяся искушению змея, хотя могла бы соблюсти заповедь Бога (Бытие 3:1-6). Она совершила грех легковерия, позволив обольстить себя (Бытие 3:13; 2-е Коринфянам 11:3; 1-е Тимофею 2:14), а это отличительная черта людей, которых можно легко одурачить. Невинный Авель, по-видимому, наивно верил своему брату, когда пошел с ним «в поле», как на приятную прогулку (Бытие 4:8). В Бытии показано также, что египетские цари легко поддавались на обман Авраама и Исаака относительно истинного положения их жен (Бытие 12:10-20; 20; 26:6–11). Исав стал легендарным примером простофили, продав Иакову право первородства всего за запах похлебки (Бытие 25:29-34), а Исаак предстал в той же роли в истории об обманом присвоенном благословении, хотя и пытался разоблачить Иакова (Бытие 27). Среди других одураченных в Бытии показаны Иаков, получивший подложную невесту (Бытие 29:21-25) и обманутый сыновьями относительно судьбы Иосифа; Иуда, которого перехитрила Фамарь (Бытие 38), и жители Сихема, позволившие совершить над собой обрезание, в результате чего всех их перебили (Бытие 34).

В последующих книгах Ветхого Завета тоже представлена целая галерея простофиль. Фараон думал, что женщины не представляют для него никакой угрозы, но именно женщины постоянно дурачили его. Определенную роль сыграла даже его дочь, заплатившая матери Моисея за уход за собственным ребенком (Исход 12). Иисуса Навина обманули соседи-гаваонитяне, переодевшиеся путниками из далекой страны, чтобы заключить с ним мир (Иисус Навин 9). Незадачливый Еглон до такой степени поверил заявлению Аода о получении для него «тайного слова» от Бога, что сам встал со стула и получил удар меча в свое тучное чрево (Книга Судей 3:15-23). Сисара зашел в шатер Иаили, чтобы напиться, и получил кол в висок (Книга Судей 4:17-22; 5:24–27). Самсон проявил роковую для него слабость, уступив слезным мольбам хитрой филистимлянки (Книга Судей 14:16-18; 16:18–21). Давид обманулся в истолковании притчи Нафана и вынес приговор сам себе (2-я Царств 12:1-15). Ирода одурачили волхвы, отправившиеся домой иным путем (От Матфея 2:12).

В рассказах о сокрытии (см. СКРЫТОЕ) одураченными часто оказываются лица, обладающие властью или высоким положением. Так, Раав обманула представителей царя, спрятав соглядатаев на крыше своего дома (Иисус Навин 2:1-7), а Рахиль перехитрила Лавана, спрятав семейных богов в верблюжьем седле (Бытие 31:33-35). Мелхола во время бегства Давида обманула слуг Саула с помощью статуи семейного идола, покрытой козьей кожей (1-я Царств 19:11-17).

Если и можно извлечь какой-то урок из относительного богатства Библии образами одураченных, то он сводится к необходимости проявления бдительности. Ценой обмана или мошенничества может быть крушение планов и даже потеря жизни. Кроме того, Бог в Своем суде над нечестивцами низводит их до положения простофиль.

См. также: ОБМАН, ПЛУТ, ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.

ПРОЦВЕТАНИЕ. См. БЛАГОДЕНСТВИЕ.