ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ (PROPHECY IN THE NEW TESTAMENT) Словарь библейских образов

Вопрос о пророчествах в Новом Завете вызывает несколько вопросов. Во-первых, кто такие пророки? В отличие от Ветхого Завета (см. ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ), на роль пророка не претендует ни один новозаветный автор, за исключением Иоанна, автора Откровения. И хотя Иисус считался некоторыми иудеями Пророком, христиане в большей степени рассматривали Его как Сына Человеческого, Сына Божьего и Спасителя. Во-вторых, где пророчества? В отличие от литературных пророчеств Ветхого Завета, признанные пророки Нового Завета – Иисус и Иоанн Креститель, например, – не оставили письменных произведений. О том, что они говорили, у нас есть лишь отрывочная информация из вторых рук. В-третьих, каково содержание новозаветных пророчеств? Отсутствие определения пророчества оставляет открытым важнейший вопрос: чем отличаются пророческие изречения Иисуса от остальной части Его учения? Пророческим считается все записанное в Книге Исаии, но не все записанное в евангелиях можно считать пророческим. Вместе с тем, согласно апостолу Павлу, пророчество в ранней церкви имело целью назидание, увещевание и утешение святых, и оно могло выливаться в обличение грешников (1-е Коринфянам 14:3,24). Это расширяет возможности пророчества.

Хотя пророчество не прекращается с завершением Ветхого Завета, в новозаветные времена его характер меняется. Его авторитетность становится менее определенной (или подкрепленной заявлением «истинно говорю вам») и не основанной на утверждении «так сказал Господь». Оно выражается по большей части в прозе, а не в поэзии (наиболее распространенная ветхозаветная форма). Основное внимание в нем уделяется отдельным людям, а не народу Израиля и политическим лидерам. Оно призывает людей прийти к Богу для спасения, отказавшись от состояния перманентного бунта, тогда как в Ветхом Завете народ Израиля призывался к возрождению из состояния временного бунта. В ранней церкви пророчество рассматривается как дар Святого Духа и становится постоянной частью поклонения, а не общественной жизни Израиля, как раньше.

По своей сути, однако, пророчества Ветхого и Нового Заветов остаются неизменными: это провозглашение Божьего слова в устной или письменной форме. Пророки служат посредниками Божьего откровения в том, что касается Его точки зрения на истинное и ложное, Его недовольства грехом, Его призыва покаяться, Его суда над грешниками и Его обетования будущего спасения.

Пророки Нового Завета. Особый интерес к Иисусу как Пророку проявляли Лука и Иоанн (От Луки 4:24; 7:16, 39; 13:33; 24:19; От Иоанна 4:19; 6:14; 7:40; Деяния 3:22; 7:37). Тот факт, что к Иисусу как к Пророку относились очень многие, не вызывает удивления, учитывая схожесть Его проповеди с писаниями ветхозаветных пророков: обещание грядущего Царства, призыв к покаянию, откровение божественной истины, возвещение суда и властность Его учения. Но особое внимание к Его статусу пророка привлекали совершавшиеся Им чудеса и Его сверхъестественные знания (ср. с Илией и Елисеем). Однако, за исключением евангелий и Деяний, об Иисусе нигде не упоминается как о Пророке.

Помимо Иисуса, пророками в Новом Завете считаются еще по крайней мере двенадцать человек. Провозглашение Иоанном Крестителем грядущего суда и его призыв к покаянию побудили многих последователей прийти к заключению, что он был пророком (От Матфея 14:5; От Марка 11:32; От Луки 1:76). Иисус подтвердил этот вывод, добавив, что он больше пророка (От Матфея 11:9). Иоанн, автор Апокалипсиса, сам считал себя пророком (Откровение 1:3; 10:11; 22:7, 10, 18), хотя его пророчество больше соответствует специфическому жанру апокалиптики. Павла тоже можно рассматривать как пророка (Деяния 13:1), но сам он никогда не называл себя пророком, предпочитая титул апостола, потому, возможно, что апостол занимал в церкви более высокое место, чем пророк. Тем не менее отдельные части посланий Павла носят явно пророческий характер (К Римлянам 11:25-27; 1-е Коринфянам 15:51-52; 1-е Фессалоникийцам 4:15-17; 2-е Фессалоникийцам 2:1-12; 2-е Тимофею 3:1-5).

В Новом Завете пророчествовали также Захария (От Луки 1:67), Анна (От Луки 2:36), Каиафа (От Иоанна 11:49-51), Агав (Деяния 11:27-28; 21:10–11), Иуда и Сила (Деяния 15:32), четыре девицы (Деяния 21:8-9) и некоторые (возможно, все) названные в Деяния 13:1. Название пророк применительно к пророкам того времени встречается в Новом Завете еще четырнадцать раз, обычно во множественном числе, и это, по-видимому, означает, что пророчество было неотъемлемой частью жизни ранних христиан. Павел побуждает верующих искать дар пророчества, поскольку он созидает церковь (1-е Коринфянам 12:31; 14:5,12). Лжепророчество осуждается (От Матфея 7:15-23; 1-е Иоанна 4:1), а один лжепророк назван по имени (Откровение 2:20).

Что касается содержания новозаветных пророчеств, для его понимания у нас есть только Иисус, Иоанн Креститель, Павел и Апокалипсис. Из остальных пророчеств нам известно содержание песни Захарии, предсказание Каиафы о смерти Иисуса и пророчество Агава о неизбежном голоде в Римской империи и об угрозе для Павла быть связанным в Иерусалиме. Мы ничего не знаем о том, что пророки говорили на богослужениях в ранней церкви. Павел заявлял, что цель пророчества заключается в назидании, увещевании и утешении святых (см. выше), но это не означает, что все назидания святых следует рассматривать как пророчество.

В евангелиях содержится множество пророческих высказываний Иисуса, однако отделить пророческое от остального учения Иисуса невозможно. Никто в античном мире не пытался собрать пророчества Иисуса, и мы тоже не будем этого делать. Хотя евангелия во многих отношениях представляют собой смесь разных жанров, пророческая тональность многого из сказанного Иисусом очевидна.

Темы и мотивы. Источником вдохновения пророческих высказываний Иисуса служило приближение Царства, о котором упоминается свыше сотни раз (напр., От Матфея 3:2; 4:17). Это тесно связывает Иисуса с ветхозаветными пророками, чьи пророчества одновременно исполнялись и дополнялись. Такие события, как Его преображение и триумфальный въезд в Иерусалим, исполняли ветхозаветные пророчества и одновременно предвосхищали осуществление пророчеств о Царстве (От Матфея 17:1-13; 21:1–11). Самые важные темы пророчеств Иисуса о Царстве следующие.

Предупреждения Царства. Как и ветхозаветные пророки, Иисус смело обличал существовавший мировой порядок. Пророческие обличительные речи часто бывали направлены против религиозных институтов и лидеров: Иоанн и Иисус называли фарисеев и саддукеев «порождениями ехидниными» (От Матфея 3:7; 12:34; 23:33). Иисус говорил фарисеям, что «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (От Луки 11:39); Он называл их «лицемерами» (От Матфея 15:7; От Луки 12:56) и «слепыми вождями слепых» (От Матфея 15:14); Он перечислял их злые дела и предрекал им горе (От Луки 11:37-54; От Матфея 23:1-36). Иоанн предупреждал фарисеев и саддукеев: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (От Матфея 3:10; ср. От Матфея 12:36-37). Иисус говорил о «роде лукавом и прелюбодейном» (От Матфея 12:39; От Луки 11:29); Он называл храм «вертепом разбойников» (От Матфея 21:13).

Суд Царства. В противовес иудейскому представлению, что все потомки Авраама объединены в привилегированный Божий народ, Иисус заявлял, что принес в мир разделение (От Луки 12:51-53), что многие язычники придут в Царство, «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (От Матфея 8:11-12), что «кто не со Мною, тот против Меня» (От Матфея 12:30; От Луки 11:23), что «много званных, а мало избранных» (От Матфея 22:14), что одни благословенны, а другие нет (От Матфея 5:3-12; От Луки 6:20-22), что «один возьмется, а другой оставится» (От Луки 17:34-35; От Матфея 24:40-41), что Он отделит овец от козлов (От Матфея 25:32-34). Иисус предупредил Капернаум, что «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (От Матфея 11:24), и провозгласил, что Иерусалим будет разрушен (От Луки 19:43-44).

Требования Царства. Иоанн и Иисус показывали путь, как избежать грядущего суда и войти в Царство: людям надо покаяться (От Матфея 4:17; От Луки 3:3,8; 5:32; 13:3, 5; 24:47). Но для этого требуется радикальное изменение: для вхождения в Царство необходима вера, как у ребенка (От Марка 10:15); богатые вряд ли смогут войти в него (От Марка 10:23). Равнозначным призыву Иисуса к покаянию было утверждение необходимости очищения и праведности (От Матфея 5:20,48; 6:33). Проклятие смоковницы и очищение храма символизировали Божий суд и необходимость очищения (От Марка 11:12-17; От Иоанна 2:14-16). Из-за отказа покаяться Иисус объявил о суде над городами Хоразином, Вифсаидой и Капернаумом (От Матфея 11:20-24; От Луки 10:10-15).

Условия Царства. В противовес злу в существовавшем порядке, Иисус открыл новый образ мышления и действий в новом обществе. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (От Иоанна 4:23). Иисус порвал с иудейским преданием и исцелял в субботу (От Матфея 12:9-13; От Марка 2:23-28; От Иоанна 5:2-9). В Нагорной проповеди Иисус провозгласил новую мораль: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (От Матфея 5:43-44). Важной характеристикой нового порядка служит изменение положения: нищие, плачущие, алчущие и гонимые благословляются (От Матфея 5:3-12). Тот, кто имеет, получит больше, а кто не имеет, потеряет все (От Матфея 13:12; 25:29; От Марка 4:25). Слепые прозреют, а зрячие станут слепыми (От Иоанна 9:39-41). Хромые будут ходить, глухие услышат и мертвые воскреснут (От Матфея 11:5). Кто держится за жизнь, тот потеряет ее, а кто отказывается от жизни, тот получит ее (От Луки 17:33; От Иоанна 12:24-25). «Кто хочет быть первым», должен быть «из всех последним и всем слугою» (От Марка 9:35; От Луки 22:26-27).

Наступление Царства. Царство относится как к настоящему, так и к будущему (От Марка 1:15; 8:38); в выражении «настанет время, и настало уже» подчеркивается уже существующее и еще не проявившееся измерение нового общества (От Иоанна 4:23; 5:24–29; 16:25–26, 32). Царство приблизилось (От Матфея 10:7); Сын Человеческий грядет «в Царствии Своем» (От Матфея 16:28). Приближение Царства невозможно остановить (От Матфея 11:12). События дня Господнего произойдут неожиданно (От Матфея 24:40-25; От Луки 12:35-48). У Царства неземное измерение: оно не от мира сего (От Иоанна 18:36); в нем не будет греха (От Иоанна 1:29); Царство полно тайн (От Матфея 13:11). И Царство будет всеобщим: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (От Матфея 21:43). Совершенно очевидно, что Сын Человеческий возвещает наступление века Божьей победы и восстановления. Пророчества о спасении обещают покой (От Матфея 11:25-30), возрождение (От Матфея 19:28), наследие (От Матфея 19:29), радость (От Матфея 25:21), праздничный пир (От Матфея 22:1-14; От Луки 14:15-24) и общение (От Луки 22:29-30).

Особый характер носит пророческий монолог Иисуса на последней неделе перед распятием, известный как речь на Елеонской горе. Начнутся природные катаклизмы и войны (От Марка 13:7-8). Грядут ужасные гонения (От Марка 13:9-13); мир охватит великая скорбь, от которой надо будет по возможности уберечься (От Матфея 24:15-28). Пришествие Сына Человеческого будет сопровождаться вселенским хаосом (От Матфея 24:29-31; см. КОСМОЛОГИЯ). Сын Человеческий воссядет на престоле и будет судить мир, отправляя одних на вечное наказание и даруя другим вечную жизнь (От Матфея 25:31-46). Эти слова Иисуса можно причислить к апокалиптическому жанру.

Литературные приемы. Хотя новозаветные пророчества в основном написаны в прозе, в них часто встречаются типичные для поэзии риторические фигуры. Метафорический язык повышает выразительность пророчеств и может также придавать дополнительную таинственность тому, что раскрывает Бог. «Лопата в руке Его... и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (От Матфея 3:12; см. ЖАТВА, МОЛОТЬБА). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (От Матфея 11:12). Нынешний род «подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали”» (От Матфея 11:16-17). «Ниневиняне восстанут на суд с родом сим и осудят его... Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его» (От Матфея 12:41-42; От Луки 11:31-32). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (От Луки 11:44). «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (От Луки 12:49).

Некоторые из Своих пророческих высказываний Иисус сопровождает притчами. Притча о мехах (см. ВИНО) служит иллюстрацией нового порядка в Царстве (От Марка 2:21-22). В серии из девяти притчей изображается рост и значение Царства (От Матфея 13:1-52; От Марка 4:26-29). В притче о виноградарях, убивших сына хозяина, объясняется, почему Царство отнимется у иудеев и будет передано другому народу (От Матфея 21:33-43). В речь на Елеонской горе Иисус включил шесть притчей о необходимости проявлять верность и готовность к пришествию Сына Человеческого.

Понимание смысла пророчеств. Характерные для пророчеств образы нередко приводят читателей в замешательство, так как они не могут с первой же попытки понять смысл пророческих отрывков. Но пророчество – сложная вещь, и для его правильного понимания требуется тщательное рассмотрение вопроса, состоящее из следующих пунктов:

– Анализ условий, в которых находились автор и его читатели.

– Изучение внебиблейских источников для понимания фона новозаветного пророчества.

– Определение основной мысли, заложенной в пророчестве.

– Учет факта, что яркие речевые обороты имели целью в большей степени произвести впечатление на читателя, чем донести конкретную информацию о способах исполнения пророчества.

– Осознание, что пророчество часто исполняется в два этапа – во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия.

– Осознание, что цель пророчества заключалась скорее в воздействии на настоящее, чем в предсказании будущего.

Новозаветные пророчества вызывают много вопросов. Но для тех, у кого есть желание найти адекватные ответы на них, это заманчивая и стоящая затраченных усилий задача.

См. также: АПОКАЛИПТИКА, АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, ПРОРИЦАНИЕ, ПРОРОК, ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, СНЫ.

ПРОРОЧИЦА. См. ПРОРОК.

ПРОСТИТУЦИЯ. См. БЛУДНИЦА.