ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ (PROPHECY IN THE OLD TESTAMENT) Словарь библейских образов

Жанр ветхозаветного пророчества совершенно справедливо определяется как декларативный. В самом деле, пророки часто пересказывают возвещенные им Богом послания (напр., Иеремия 1:5; 2:1). Полученные в устном виде, эти послания принимают в основном форму проповеди с целью показать Божьи намерения, а также предостеречь читателей или побудить их к адекватному отклику на Божье слово.

Литературные жанры и формы. Пророческие послания выражаются в разных литературных жанрах. Двумя самыми распространенными формами служат Пророчество о суде и пророчество о спасении или искуплении. Пророчество о суде встречается чаще и обычно строится по крайней мере на двух основных элементах:

1) обвинение с указанием причин Господнего суда,

2) собственно возвещение (напр., Амос 4:1-2).

Предсказания о суде возвещались как иноземным народам, так и Божьему Заветному народу, и в обоих случаях они могли быть направлены на отдельных людей, города или страны. Порой они принимают форму пророчества о горе с обычными элементами обличения, критики и угроз (напр., Аввакум 2:6-20).

В некоторых случаях эти пророчества носят всеобъемлющий характер с изображением событий конца времен, представленных в виде апокалиптических сцен, в том числе войны во вселенских масштабах и ужасающих катаклизмов в природном мире, приводящих к огромным опустошениям (см. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ), наряду с божественным вмешательством, уничтожающим зло на земле и приносящим Божьему народу окончательное освобождение. Соединение эсхатологических пророчеств о суде и пророчеств о спасении можно назвать «пророчествами царства», ибо суд открывает последний земной век мира и благоденствия.

Многие пророчества служат наставлениями. К числу типичных подгрупп относятся судебные преследования за нарушение завета с такими элементами, как свидетельские показания, предъявление обвинения, обвинительный акт и вынесение приговора (Исаия 3:13-4), или дебаты с заявлением, обсуждением и опровержением (Малахия 1:6-14). В других наставительных материалах могут содержаться увещевания или предупреждения с обычным призывом слушать слова пророка, наряду с мотивом о необходимости выполнять Божьи требования (Михей 3) и различными высказываниями мудрости (напр., Исаия 29:16).

Можно отметить и другие жанры, такие как сатира (Амос), жалоба (Иезекииль 19), высмеивание (Наум 3:8-13), пересказ видения (Иезекииль 1), молитва (Иеремия 14:7-9) и биографический или автобиографический рассказ (напр., Иезекииль 24:15-27). Пророки используют также гимны или песни (Исаия 42:10-13; см. МУЗЫКА), по крайней мере в одном случае основанные на эпическом цикле исхода (Аввакум 3:3-15). Пророки пользуются обоими видами художественного творчества, прозой и поэзией, причем первый чаще встречается в биографических или автобиографических рассказах, исторических обзорах (напр., Иеремия 3744) и пересказах видений, а второй в большинстве других жанров.

Литературные приемы и мотивы. Независимо от того в каком жанре написано пророчество, проза это или поэзия в строгом смысле слова, пророк пишет в таком возвышенном стиле и в таком настоятельном тоне, что послание обретает литературную выразительность, которую можно охарактеризовать как «поэтическую». Поэтому не удивительно, что в пророчествах встречаются многие литературные приемы и яркие образы, присущие поэзии.

Особенно видное место занимают сравнения и метафоры. Любовь Израиля к Богу Осия изображает мимолетной, как утренний туман или роса (Осия 6:4); твердыню Едома Авдий сравнивает с орлиным гнездом (Авдий 1:4); Освободителя народа Аввакум сравнивает с воином (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ), победившим своих врагов (Аввакум 3:8-15); Божий гнев Наум изображает в виде огня (Наум 1:6). Исаия указывает, что человечество (всякая плоть) – трава (Исаия 40:6), Софония уподобляет деспотических вельмож Иерусалима рыкающим львам (Софония 3:3), а Захария называет их глупыми и негодными пастухами (Захария 11:15,17).

Такие риторические фигуры часто принимают форму притчей и аллегорий. Израиль сравнивается с бесплодным виноградником (Исаия 5:1-7), а Навуходоносор, большой орел, изображается сорвавшим верхушку кедра (царь Иудеи) и посадившим ее в городе торговцев (Вавилоне, Иезекииль 17:1-21). Также встречается тесно связанный с этим речевой оборот гипокатастис, то есть заявление, в котором подразумевается сравнение. Занимающих высокое положение женщин Северного Царства Амос называет «телицами Васанскими» (Амос 4:1), а Михей напоминает Иерусалиму, что этот город – башня стада (Михей 4:8).

Используются также риторические фигуры, основанные на замещении, такие как метонимия, синекдоха и меризм. Так, Иеремия пишет о поражении языком, имея в виду слова, которые он произносит (Иеремия 18:18); Осия предъявляет обвинение, что земля (то есть Божий народ) отступила от Господа (Осия 1:2). Иеремия обличает пророков и священников в лицемерии (то есть лжепророков и священников-отступников, Иеремия 23:11); Наум предрекает, что огонь осаждающих «пожрет запоры» (то есть ворота) Ниневии (Наум 3:13), а Амос изображает безнадежное положение Северного Царства перед лицом нападающих в виде слабости и жажды его юношей и дев (Амос 8:13).

Колоритные образы создаются и с помощью персонификации. У Исаии пустыня веселится (Исаия 35:1), а горы и холмы поют и деревья рукоплещут (Исаия 55:12). Михей призывает горы быть судьями, пред которыми Господь предъявит обвинение Израилю (Михей 6:2). Иоил. взывает к Господу с требованием, чтобы Он повелел повести Свои святые силы против воинства земли (Иоиль 3:11), а персонифицированный Сион обращается к своему врагу с советом не радоваться его отчаянному положению (Михей 7:8). Налицо также случаи использования антропоморфизма и антропопатизма (наделения человеческими чертами или чувствами соответственно). Амос пишет, что очи Бога направлены на грешное Северное Царство (Амос 9:8), а Захария описывает Божью ревность о Сионе (Захария 8:1).

Можно отметить и другие приемы. Например, пророки (особенно Малахия) для большей выразительности часто прибегают к риторическим вопросам и гиперболам. Через Иеремию Бог напоминает народу о Своей вездесущности, вопрошая: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали? » (Иеремия 23:23). Через Исаию Он задает вопрос: «Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять?» (Исаия 50:2). Используя прием восходящего параллелизма, Михей спрашивает ортодоксальных, но духовно опустошенных граждан своего времени: «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея?» (Михей 6:7). Вавилонские захватчики изображаются приближающимися быстрее барсов (Аввакум 1:8).

В пророческих книгах встречаются также ирония, сарказм и сатира. Амос говорит израильтянам: «Идите в Вефиль – и грешите, в Галгал – и умножайте преступления» (Амос 4:4). С характерной иронией огонь, предназначавшийся для трех товарищей Даниила, изображается убивающим тех, кто бросил их в печь, тогда как эти трое остались невредимыми в раскаленной печи (Даниил 3:21-27). С едким сарказмом Наум предрекает, что хваленые вооруженные силы Ниневии окажутся слабее женщины и разбегутся от жара битвы, как разлетается саранча, когда ее крылья пересыхают под солнцем при наступлении дня (Наум 3:13,17). С прозорливой сатирой Амос указывает, что, хотя эксплуататоры строят красивые дома, они не будут жить там (Амос 5:11-12). Бог сделал Ионе выговор, что он больше переживает о засохшем растении, защищавшем его от солнца, чем о душах ниневитян (Иона 4:10-11).

Мастерство пророков проявляется также в частом использовании аллитерации и созвучия. Иоил. (Иоиль 1:15) предсказывает, что грядущий день Господень будет как «опустошение от Всемогущего» (kesod misadday), а Наум (Наум 2:10), предрекая разрушение Ниневии, пишет, что хваленый город будет разграблен, опустошен и разорен (buqa umebuqa umebullaqa). В аналогичной манере Михей изображает суд над своей землей (Михей 1:10-16), провозглашая, что Беф-Офра (дом пыли) покроется пеплом apar, Михей 1:10), а помощь селений Ахзива akzib, обман) будет обманчивой ʾakzab) при наступлении грядущего кризиса (Михей 1:14).

Свои послания пророки доносили также с помощью символов, причем это касалось как слов, так и действий. Исаия, например, три года ходил нагой и босой в предзнаменование судьбы Египта, который будет захвачен ассирийцами (Исаия 20:2-4); Иеремия предупредил о падении Иерусалима, разбив глиняный кувшин в долине Енномовой (Иеремия 19:1-13), а Иезекииль нарисовал осаду Иерусалима вавилонянами на дощечке и сделал макеты осадных приспособлений, а затем поставил железную доску как стену между собой и нарисованным им городом и обратил на него свое лицо (Иезекииль 4:1-3). Апокалиптические пророчества событий конца времен часто доносились с помощью различных символов, особенно цветовых (Захария 1:8), числовых (Даниил 7:24-25; 8:14; 9:24– 27; 12:7–12) и символов животных или других существ (Даниил 2; 7; 8).

Наряду с богатой гаммой литературных приемов, пророки широко пользуются стандартными мотивами и темами, такими как призыв/ответ (Исаия 65:24; Михей 3:4; Захария 13:9), отец и сын (Осия 11:1-3), муж и жена (Исаия 50:1; Иеремия 3:1-10; Осия 13), виноградная лоза и смоковница (Иоиль 1:11-12; Михей 4:4; Захария 3:10) и день Господень (Иоил., Амос, Авдий, Софония). Особенно часто встречается мотив пастыря и овцы (Исаия 40:11; 63:11; Иеремия 23:1-4; Иезекииль 34; 37:24; Амос 3:12; Михей 5:4; 7:14; Наум 3:18; Захария 10:2-3; 11:4–17; 13:7). Неотъемлемую часть пророческого видения составляет мотив поворота или преобразования – пророки неоднократно рисуют картину великого изменения, либо приближающегося, либо уже совершившегося: власть предержащие потерпят поражение, а слабые возвысятся.

Последняя характерная черта пророческой проповеди заключается в использовании фантазии – изображении воображаемых картин, нарушающих нормы эмпирической реальности. Очевидным примером служит присутствие животных и природных сил в качестве основных действующих лиц пророческой драмы. События, связанные с действиями Бога, народов и космических сил, часто происходят во вселенских, а не местных масштабах. В фантастических видениях пророков река может «наводнить» целый народ (Исаия 8:5-8), «отрасль» может построить храм (Захария 6:12), козлиный рог может вырасти до неба и сбросить с него звезды (Даниил 8:9-10).

Пророческое слово. Библейское пророчество – это целый мир, служащий фоном для слов пророков. Входя в этот пророческий мир, мы вступаем в царский двор вместе с Исаией, Иеремией и Даниилом, в священнический мир священников и богослужений вместе с Иеремией, Иезекиилем и Малахией, в мир социальной несправедливости и предстоящих потрясений вместе с Амосом, Михеем и Аввакумом и в сельский и пасторальный мир вместе с Осией, Иоилем, Амосом и Михеем. Но прежде всего мы как читатели начинаем осознавать подлинное значение духовного положения Израиля пред полновластным, святым и соблюдающим завет Богом.

См. также: АПОКАЛИПТИКА, АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, ПРОРИЦАНИЕ, ПРОРОК, ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ, СНЫ.

Библиография:

J. Lindblom, Prophecy in Ancient Israel (Philadelphia: Muhlenberg, 1962);

C.Westermann, Basic Forms of Prophetic Speech (Philadelphia: Westminster, 1967).