ПРОБУЖДЕНИЕ (AWAKENING) Словарь библейских образов

В понятии «пробуждения» заключена идея, что человек либо просыпается (восстает) сам, либо побуждается к этому для принятия определенных действий, как в случае с обращенным к Деворе призывом «воспрянуть» в Книга Судей 5:12. Такие призывы к действию обычно выражаются в настоятельной и энергичной форме, как это видно из эмфатического повтора «воспряни, воспряни!» (Книга Судей 5:12; ср. Исаия 52:1). Имеется в виду отказ от пассивного поведения и освобождение от уязвимости, связанной со сном, дабы взять инициативу в свои руки и предпринять решительные действия (Книга Судей 16:14,20). Этот образ часто используется в Писании в буквальном значении пробуждения от физического сна (напр., Бытие 41:4; Деяния 16:27), но, вместе с тем, с помощью различных стилистических приемов он обогащается дополнительным смыслом.

В этом отношении особое внимание привлекают случаи, когда библейские авторы обращаются с настоятельными призывами к Богу «пробудиться» и ответить на мольбы о суде (Псалтирь 7:7; 34:23), победе (Псалтирь 43:24), спасении (Псалтирь 79:3) и освобождении (Исаия 51:9). Данный библейский мотив о «Божьем сне» находит выражение и в сцене пробуждения Иисуса от мирного сна на корме лодки (От Марка 4:38-40). В словах этих молитв звучат острая боль и нетерпение в связи с кажущимся бездействием Бога перед лицом гонений (Псалтирь 7:7) или тягот Его народа (Псалтирь 43:24). В своей молитве псалмопевец призывает Бога нарушить молчание быстрым вмешательством. Но Божье молчание не надо принимать за сон (Псалтирь 120:3-4). Бог противопоставляется «спящему Ваалу» и безжизненным идолам (3-я Царств 18:27; ср. Аввакум 2:19). Быстрый суд Божий сравнивается с делами исполина, который воспрянул от вина (Псалтирь 77:65; ср. Иоиль 1:5). Здесь ярко выражается идея о неожиданном и резком повороте событий.

На человеческом уровне сон сравнивается с состоянием греховности и распущенности (1-е Фессалоникийцам 5:6-7). Верующие призываются пробудиться ото сна и быть бдительными, учитывая приближение эсхатологического часа (К Римлянам 13:11-14; 1-е Фессалоникийцам 5:6) и зари освобождения (Псалтирь 56:9), первые лучи которой уже появляются. Божьему народу надо «отрезвиться» (1-е Коринфянам 15:34). Дух бодрствования превозносится как добродетель (Пр. 20:13), в частности потому, что он позволяет быть внимательным к слову Божьему (Исаия 50:4), а это – необходимое условие духовного бодрствования. Если человек не бодрствует, это ведет к наказанию верующего (Откровение 3:2) или (в случае с неверующим) к суду (1-е Фессалоникийцам 5:4 и далее) и посрамлению (Откровение 16:15).

Понятие «бодрствования» используется в Писании и в нескольких других смыслах:

1) для описания состояния телесного (От Иоанна 11:11; Даниил 12:2) и духовного (К Ефесянам 5:14) воскресения в противоположность состоянию сна, то есть физической и духовной смерти;

2) для изображения скорбящей души (Псалтирь 101:8);

3) для выражения надежности Господней защиты (Псалтирь 3:6).

Наконец, образ бодрствования присутствует и в поэтических отрывках Писания – когда просят подняться ветер (Песни Песней 4:16) или пробудиться музыкальные инструменты (Псалтирь 107:3), когда поднимается меч (Захария 13:7) или когда пробуждаются скрытые чувства (Песни Песней 2:7). Как бы то ни было, верующий может утешаться мыслью, что Он умер за нас, «чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1-е Фессалоникийцам 5:10).

См. также: СОН.