ПРИРОДА (NATURE) Словарь библейских образов

Мы не воспринимаем Библию как «книгу по природоведению», тем не менее, вопрос, несомненно, можно поставить именно так. Библейский мир со всеми происходящими в нем человеческими делами преимущественно природный. Читатели Библии от начала до конца видят мир неба и моря, дождя и ветра, гор и полей. За исключением сюжетных линий и характерных персонажей, ни к одной теме в этом словаре не относится столько статей, как к теме природы. В число основных библейских архетипов природы (не считая второстепенных) входят буря, вода, горы, деревья, дождь, жатва, животные, засуха, звезды, зерно, луна, море, облака, овцы, пастбища, погода, птицы, пустыня, пшеница, равнина, растения, река, сельская местность, рыбы, сад, солнце, трава, снег, фрукты и цветы.

Артистизм и романтика природы. Природа представляет собой источник художественной красоты, и образы, которые библейские авторы связывают с ней, часто носят отпечаток мира искусства. В рассказе о сотворении мира природа показана произведением Божьей творческой деятельности, во многом сходной с тем, как художник наполняет холст пейзажами и образами. В самом рассказе о сотворении оценка различных сторон природы, что они «хороши», служит косвенным подтверждением их красоты как объектов художественного созерцания и восхищения сначала в глазах Бога, а затем людей. Псалмопевец говорит о небесах как о деле перстов Божьих (Псалтирь 8:4), а персонифицированная Премудрость заявляет, что горы были «водружены» (Пр. 8:25). Другие библейские авторы при описании художественных достоинств природы пользуются архитектурными метафорами: у земли есть основания (Иов 38:4; Псалтирь 101:26; 103:5; Пр. 8:29; Исаия 48:13) и краеугольный камень (Иов 38:6), а ее создание было задумано и совершено Богом с использованием таких строительных инструментов, как мера, шнур, разметка и весы (Иов 38:5-6; Пр. 8:27–29; Исаия 40:12).

Предназначение художественной красоты – доставлять удовольствие, поэтому в Библии с природой связаны образы восхищения. Деревья в раю были «приятными на вид» (Бытие 2:9). Высшими примерами красоты природы показаны бесподобные зеленые пажити и тихие воды в Псалтирь 22:2-3. В Псалтирь 18 поэт придает обыденному характер чуда, связывая восход солнца с возбуждением и радостью во время свадьбы или бега (Псалтирь 18:6). Хотя в Псалтирь 103 отношение к природе в основном утилитарное, поэт включает в него радостные образы пения птиц (Псалтирь 103:12), «вина, которое веселит сердце человека», и «елея, от которого блистает лицо его» (Псалтирь 103:15). В этом же псалме заявляется, что Бог создал море отчасти как спортивную площадку, на которой может «играть» левиафан (Псалтирь 103:26; в NIV «резвиться»; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). По словам голоса из бури в Иове 38:7, сотворение Богом земли сопровождалось общим ликованием утренних звезд и радостными восклицаниями сынов Божиих.

Красоту природы выражает также суть показанного Иисусом образа «полевых лилий», превосходящих великолепие одежды Соломона (От Матфея 6:28-29). Имеет значение и побуждение Иисуса «смотреть» на полевые лилии – отчасти это призыв к эстетическому созерцанию красоты природы.

В наиболее концентрированном виде образы красоты природы присутствуют в Песни песней. Любовная поэзия наполнена красотами природы в расчете, по-видимому, на то, что наши чувства к природе перерастут в романтические. Пасторальный мир Песни – это мир с образами виноградников в цвету, цветов, пастбищ, весеннего распускания растительности, плодоносных смоковниц и пышных садов – всего по-настоящему прекрасного, с идеальными возлюбленными в идеальном цветущем саду и на фоне плодоносного пейзажа.

Утилитарные образы. К. С. Льюис характеризует восхищение евреями природой как одновременно «утилитарное и поэтическое». В Библии функциональное отношение к природе преобладает над чисто эстетическим. Тем самым ветхозаветные авторы демонстрируют свою принадлежность к народу крестьян: люди «рассматривали Природу с точки зрения садовников и крестьян». Наиболее ясный пример – Псалтирь 103, где природа показана пригодной для разных надобностей (иными словами, полезной). Поэт размышляет, как различные силы природы способствуют поддержанию существования творения – вода для животных, деревья для птиц, трава для скота, растения для возделывания человеком и так далее.

Аналогичный взгляд прослеживается в пасторальной истории Книги Руфь, где целью жатвы показано обеспечение общины питанием. Деревья в раю были не только «приятными на вид», но и «хорошими для пищи» (Бытие 2:9). В аграрном обществе, в котором почти каждый зависел от земли и природы, нельзя было позволить себе роскошь абстрактного любования природой. За исключением царской беседки в Песни песней, в Библии даже сады показаны местами не прогулок, а занятия земледелием – неоднократно говорится, что люди разводят сады и едят плоды из них (Амос 9:14; ср. Иеремия 29:5).

Из этого проистекают два конкретных образа природы. Первый – постоянная забота о посевах и урожаях. Второй – наблюдение за погодой, а не любование пейзажем (Псалтирь 64:10-14; 103:10–18, где Бог как вселенский садовник и смотритель орошает Свое творение). По словам Льюиса, псалмопевцы показывают нам как бы «вкусовые качества погоды – почти как плода, который можно попробовать».

Природа исполняет также роль нравственного учителя. Иисус побуждал нас смотреть на полевые лилии не только из-за их красоты, но и для того, чтобы усвоить наглядный урок бессмысленности заботиться о физических потребностях в пище и одежде (От Матфея 6:28-31). В Ветхом Завете мудрец советует ленивому «пойти к муравью», чтобы получить урок трудолюбия, исходящего от внутренней мотивации (Пр. 6:6–8).

Величие. В оценке красоты природы веками существовало два основных подхода. Самый распространенный из них часто называют «живописным». Библейские образы природы тяготеют к другому подходу, известному как «величие». Библейское воображение склонно видеть громадные и грозные образы природы. Так, есть песнь о грозе (Псалтирь 28), но не о закате солнца. В богоявлениях псалмов (Псалтирь 17:8-16; 76:17– 19; 96:2–5) показаны образы колыхающейся земли, содрогающихся гор, густой тьмы, града, грома и молний. Известный образ величественной природы в Библии включает в себя описание бегемота (по-видимому, гиппопотама) и левиафана (приукрашенного или мифического крокодила), рассказ о которых голос из бури использует, чтобы принудить Иова к молчанию и смирению (Иов 40:10-27).

Образы природы в Библии чаще грозные, а не спокойные. Например, в Библии природа склонна к таким крайним проявлениям, как засуха и наводнение. Когда псалмопевцу необходимо показать образы ужаса, в котором верующие уповают на Бога, его воображение обращается к образам бурных вод и землетрясений (Псалтирь 45:3-4). В псалмах больше упоминаний о горах и небе, чем о цветах и садах. Ту же тенденцию мы видим в перечне природных явлений, которые Бог представляет Иову (Иов 3839).

Величие природы легко становится образом таинственности. Опять же, здесь, в первую очередь, можно привести примеры вопросов, которые Бог задает Иову, чтобы принудить его к смиренному молчанию. Вопросы Бога в Иов 3839 пробуждают двоякое чувство человеческой ограниченности – недостаток человеческих знаний о том, как природные существа делают то, что они делают, и физическая незначительность и слабость человека по сравнению с таинственной силой, которой обладают многие создания. Даже происхождение природы – тайна для человеческого ума (Иов 38:4-7).

Невинность и падение. Некоторые образы природы в Библии представляют собой взаимодополняющие противоположности, одна из которых – невинность и падшее состояние природы. Идеологическими рамками этого образа служит существование до и после грехопадения. Только что сотворенный мир (Бытие 1) и Едемский сад – высшие библейские образы невинности природы. Здесь природа показана мирной и дающей пропитание как Божье обеспечение потребностей человеческого рода (см. АДАМ). Невинная природа вновь появляется в пророчествах о «золотом веке» восстановленного народа, у которого пустыни превратятся в сад (Исаия 51:3) и который будет разводить сады и есть плоды их (Иеремия 29:5). В отличие от неистовства падшей природы, «волк будет жить вместе с ягненком» и «корова будет пастись с медведицею» (Исаия 11:6-9). В тысячелетнем царстве «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (Исаия 55:13). Итак, природа предстает одним из основных образов невинности и искупления. Даже в своем падшем состоянии она выглядит объектом укрепляющего душу созерцания; показательным примером в Библии служит Исаак, вышедший вечером «в поле поразмыслить», что стало прелюдией его первой встречи со своей женой Ревеккой (Бытие 24:63).

Но в саду природа пала вместе с человеком. Самыми известными образами изменения статуса природы служат «терние и волчцы», ставшие проклятием земли (Бытие 3:18). Еще один библейский образ падшей природы – хищные животные: пустыня, через которую проходили израильтяне, была «великой и страшной», населенной «змеями, василисками, скорпионами» и изобиловавшей «местами сухими, на которых нет воды» (Вт. 8:15). В выразительной персонификации Павла «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (К Римлянам 8:22).

Падшее состояние природы выражается также в ее тенденции к разложению. В Библии природа представлена не только мощной, но и хрупкой. Самый распространенный образ, которым библейские авторы пользуются в этом отношении, – «трава полевая», всегда изображаемая в Библии на грани погибели (напр., Псалтирь 89:6; От Матфея 6:30). Изменения присущи самой природе земли (Псалтирь 45:3, здесь, вероятно, имеется в виду эрозия земли), и Павел пишет, что творение подвержено «суете» и «рабству тлению» (К Римлянам 8:20-21).

Еще одна особенность падшего состояния природы заключается в ее разрушительной силе. Положительная сторона этого выражается в демонстрации силы и славы Бога (Псалтирь 28). Негативная же сторона проявляется в том, что люди уязвимы перед лицом разбушевавшейся природы. Яркий пример тому – наводнение, уносящее людей (Псалтирь 68:3,16; 87:18; 123:4). Соответственно, один из выразительных образов Божьих искупительных дел в жизни человека – спасение его из вод (Псалтирь 17:17; 68:15; 143:7). Пророческое видение времени, когда хищники «не будут делать зла и вреда» (Исаия 11:9), напоминает нам, что животные в падшем мире часто символизируют ужас.

Порядок и неукротимая энергия. Еще одно противопоставление, которому в Библии придается большое значение, заключается в наличии порядка, расчета и контроля, с одной стороны, и неукротимой энергии, излишеств, крайностей и даже хаоса – с другой. Природа как выражение строгого порядка – даже иерархии бытия – показана в Псалтирь 148, где поэт как бы спускается по ступенькам природы от «небес» до «земли» и «всех народов». Понятие порядка лежит в основе образа, в котором Бог «затворил море воротами» и «утвердил ему Мое определение», сказав: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» (Иов 38:8,1011). Еще один памятный образ упорядоченности и расчета в природе – дневное движение солнца. Взаимосвязанный механизм, изображенный в Псалтирь 103:10-18, при всем своем разнообразии раскрывает порядок в природе и власть над ней. Дневной цикл и другие библейские «времена» основываются на предсказуемом природном цикле «сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи» (Бытие 8:22).

Но с другой стороны, мы видим в природе некоторые излишества и чрезмерную энергию, которые угрожают потрясти заложенную в ней цель. Само многообразие природных явлений, за которыми надзирает Бог (Иов 3839), создает образ бьющей через край природной энергии. Еще один пример – кишащие живностью воды в рассказе о сотворении мира (Бытие 1:20-21). В библейских картинах природы ничто не остается неподвижным: вода течет, пар поднимается, молнии сверкают, море вздымается. Когда Бог орошает землю, Он делает это «обильно» (Псалтирь 64:10; 103:16). В распоряжении Бога не просто снег и град – у Него их целые «хранилища» (Иов 38:22). В библейском воображении пажити могут быть такими пышными, что начинает «течь пустыня» (Псалтирь 64:13 RSV), и урожай винограда тоже столь обильный, что горы и холмы источают сок (Амос 9:13), а жатва такая богатая, что жнецы встречаются с людьми, засевающими урожай будущего года (Амос 9:13).

Мифические образы природы. Примитивное воображение склонно изображать природу в мифическом виде с чертами персонифицированного божества. В Библии есть похожие образы, но они основываются, скорее, на поэтической вольности, чем на действительных представлениях. В Псалтирь 18:2-5 природа говорит «голосом» Бога. Бог поэтически изображается Богом бури в Псалтирь 17:8-16; 28; 76:17–19. В Псалтирь 138:15 образ таинственного роста зародыша в материнской утробе заимствован из мифа окружающих народов, что все живые существа зародились в центре земли. В Псалтирь 103 служение природы Богу метафорически изображается как облачение Бога светом, использование Богом облаков как колесницы и ветра как Своих посланников (Псалтирь 103:2-4); в результате природе придается смысл божественной жизни и цели. Далее в Псалтирь 103 показана изумительная картина Божьего обеспечения природы всем необходимым средствами самой природы, создающей впечатление природы как единого всеобъемлющего организма наподобие мифического существа.

Персонификация природы создает такое впечатление и в других местах. Холмы и долины «одеваются хлебами», «восклицают и поют» (Псалтирь 64:13-14 RSV). Реки «рукоплещут», и горы «ликуют вместе» (Псалтирь 97:8). В грядущем тысячелетнем царстве горы и холмы «будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Исаия 55:12; см. МУЗЫКА).

Природа как Божий инструмент. Библейские образы природы придерживаются строго теоцентрического взгляда. Мы редко теряем из виду факт, что природа – Божье творение как по своему происхождению, так и в дальнейшем. Псалмы хвалы, например, представляют собой вариацию на тему сотворения мира (Бытие 1), и в них подчеркивается, что его создал Бог. В то время как романтическая традиция XIX века безразлично относилась к тому, как появилась природа, происхождение природы было поистине навязчивой идеей авторов Библии. Псалмы хвалы казались бы неполными, если бы в них не отмечался факт, что «словом Господа сотворены небеса» (Псалтирь 32:6) или что Бог сотворил «небо и землю, море и все, что в них» (Псалтирь 145:6).

Поддержание творения – тоже одна из важнейших библейских тем, связанных с Божьим Провидением. В Псалтирь 146 продолжающаяся повсюду жизнь природы показана результатом Божьих дел. Кульминацией этой темы служат слова в Псалтирь 103, что «все они ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» (Псалтирь 103:27). Когда Бог открывает Свою руку, творения «насыщаются благом», а когда Бог сокрывает Свое лицо, они «умирают» (Псалтирь 103:28-29; ср. Псалтирь 144:15-16). Короче, природа в Библии изображается полностью зависимой.

Важное логическое следствие заключается в том, что люди в Библии столь же зависимы, как и природа. Они – часть природы. В ступенчатой картине природы в Псалтирь 148 мы видим и людей наряду с горами, холмами и снегом. Суть выражается в формулировке в Псалтирь 35:7: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!». Таким образом, интерес библейских поэтов распространяется на стороны природы, которые безразличны человеку или даже открыто враждебны ему (напр., бури и молнии).

Власть Бога над силами природы – еще один образ служения природы Богу. Реки «возвышают волны свои», но «паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» (Псалтирь 92:3-4). В нескольких из Своих известных чудес Иисус успокоил Галилейское море. В песне бури (Псалтирь 28), пародии на хананейскую поэзию, основанную на мифе о Ваале, Бог восседает на престоле над потопом (Псалтирь 28:10). Бог владычествует над яростью моря (Псалтирь 88:10) и превращает «скалу в озеро воды» (Псалтирь 113:8). Бог «превращает реки в пустыню» и «землю плодородную – в солончатую» (Псалтирь 106:33-34). В общем, природа в Библии изображается подчиненной Богу. Природа служит также инструментом Божьего заветного благословения и суда. Не следует забывать, что Бог заключил завет и с самой природой. После потопа Бог установил завет не только с Ноем, но и «со всею душою живою» (Бытие 9:8-17), а в грядущем тысячелетнем царстве Бог заключит «союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» (Осия 2:18).

На всем протяжении Ветхого Завета плодородие природы понимается как Божье благословение людей за соблюдение завета, а засуха – как наказание за непослушание. Моисей установил основные правила перед вхождением народа в обетованную землю: Он даст «земле вашей дождь в свое время» и «траву на поле твоем для скота твоего», но если люди проявят неповиновение, Бог «заключит... небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Вт. 11:14–15, 17). Один из самых распространенных образов в пророчествах о Божьем суде – использование Богом природных катаклизмов для наказания своевольного народа (сжатое описание см. в Амос 4:6-10). Даже в повествовательных местах отсутствие дождя может быть Божьим средством наказания народа (3-я Царств 17:1), а сильный дождь – средством военного поражения (Книга Судей 5:4,2021).

Природа изображается также как откровение Бога людям. Лейтмотивом звучит заявление Павла, что «вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (К Римлянам 1:20). Самый памятный образ прославления природы как откровения показан псалмопевцем в картине небесных тел как «голоса» и «слов», раздающихся «по всей земле» и «до пределов вселенной» (Псалтирь 18:2-5).

Прежде всего природа есть инструмент Божьего Провидения в мире – в двойном смысле обеспечения творения необходимым и водительства в истории народов и отдельных людей. В псалмах хвалы неоднократно говорится о проявлении заботы через природу как об одном из основных дел Бога. В Псалтирь 146:8-9, например, свидетельством Божьей благожелательной заботы показан факт, что Он «приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; дает скоту пищу его». Молясь о Божьем обеспечении своего народа, царь просит, чтобы житницы были полны и чтобы плодились овцы и скот (Псалтирь 143:13-14). В качестве образа всеобъемлющего обеспечения Бога Иисус выбирает образ, связанный с природой: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45).

Заключение. Природа в Библии многогранна, и она раскрепощает воображение библейских авторов. Она одновременно артистична и полезна, живописна и величественна. В ней может выражаться невинность и падшее состояние, порядок и точный расчет и бьющая через край энергия и избыток. Природа служит Богу – в Провидении, в благословении и суде, в раскрытии Божьей природы.

См. также: БУРЯ, ВОДА, ГОРА, ДЕРЕВО, ДОЖДЬ, ЖАТВА, ЗВЕЗДЫ, ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, ЗЕРНО, ЛУНА, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, МОРЕ, ОБЛАКО, ОВЦА, ПАСТБИЩЕ, ПЛОД, ПОГОДА, ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ, ПТИЦЫ, ПУСТЫНЯ, ПШЕНИЦА, РАВНИНА, РАСТЕНИЯ, РЕКА, РЫБА, САД, СНЕГ, СОЛНЦЕ, СТРАНА, СУХОСТЬ, ТВОРЕНИЕ, ТРАВА, ЦВЕТЫ.

Библиография: С.S. Lewis, «Natures» /Reflections on the Psalms (New York: Harcourt Brace & World, 1958) chap. 8.

ПРИТЕСНЕНИЕ. См. УГНЕТЕНИЕ.