ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА (RIGHT, RIGHT HAND) Словарь библейских образов

Преимущественное положение правой руки служило на древнем Ближнем Востоке готовым основанием для метафор и определения географического направления. В географическом плане при обычной ориентации на восток, в сторону восходящего солнца, по правую руку располагался юг. В общественных отношениях клятвы и соглашения подтверждались поднятием правой руки (Бытие 14:22; Иезекииль 17:18; Даниил 12:7), выражения единства скреплялись пожатием правой руки (Ездра 10:19), давали и принимали правой рукой (Псалтирь 25:10; К Галатам 2:9). Во всем этом выражаются образы, в которых подразумевается особое значение, твердая поддержка или полное и активное соучастие библейского персонажа. Особенно показателен пример посвящения Аарона и его сыновей в священнический сан. При описании этого события автор прилагает большие усилия для подготовки читателя к кульминационному моменту церемонии, символизирующему рукоположение. Кровь жертвенного овна наносится на край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги новоиспеченных священников (Левит 8:23-24). Это действие служит напоминанием каждому из них о священном долге слушать слово Божье и исполнять его, совершать Его святые дела и ходить Его путями. Это же можно видеть в обрядовом очищении прокаженного (Левит 14:14-18,2529).

Правой рукой совершались патриархальные благословения (Бытие 48:17-20), торжественные клятвы давались поднятой правой рукой (Исаия 62:8; Откровение 10:5-7), воскресший Христос держал семь звезд («ангелов» семи церквей) в Своей деснице, прежде чем положить ее на падшего ниц и охваченного благоговейным страхом Иоанна, чтобы успокоить его (Откровение 1:16-17).

Образ десницы используется как синекдоха личности и дел Бога. Десница Божья «полна правды» (Псалтирь 47:11) и мощной силы (Псалтирь 79:16-17; 88:14). Своей десницей Он освободил Израиль из Египта (обратите внимание на Исход 15:6,12, где десница служит важным образом избавления) и привел его в обетованную землю (Псалтирь 43:2-4). Бог есть Бог спасения (Псалтирь 2:6; 97:1), Который судит Своих врагов (Аввакум 2:16) и избавляет уповающих на Него верующих от их врагов (Псалтирь 16:7). Поэтому верующие видят в Боге источник вездесущей помощи и силы (Псалтирь 138:10; Исаия 41:10), ибо в Нем они могут найти безопасное положение (Псалтирь 9:10), защиту (Псалтирь 120:5; 137:7), поддержку (Псалтирь 17:36; 62:9; 72:23) и радостную победу (Псалтирь 17:16-17) и обрести надежду на вечное блаженство (Псалтирь 15:11).

Сидеть по правую руку значит занимать особенно почетное место (3-я Царств 2:19; Псалтирь 44:10). Поэтому полное отождествление воскресшего Христа с честью и славой Бога подчеркивается в образе Его расположения одесную Бога (Деяния 2:33-34; К Евреям 1:3). Оттуда Он вернется судить мир, поставив благословенных верующих по правую сторону, а нечестивых по левую (От Матфея 25:31-46).

В этом последнем отрывке (От Матфея 25:31-46) выражается распространенный мотив правой/левой руки, в котором подчеркивается полнота или завершенность, при этом особое внимание часто уделяется на поставленной цели. Жители Ниневии не могли «отличить правой руки от левой», то есть были полностью невежественными в духовном отношении (Иона 4:11), а благочестивая мудрость предлагает долгоденствие в правой руке и богатство и славу в левой (Пр. 3:16). Мудрый выбирает прямой и правый путь (Бытие 24:49; Екклесиаст 10:2) и тем самым избегает таких духовных опасностей, как идолопоклонство (Вт. 28:14; Иисус Навин 23:6-8) и беззаконие (Вт. 17:8–12). Превыше всего благочестивые люди и особенно духовные лидеры должны руководствоваться в жизни Божьим словом, не уклоняясь ни направо, ни налево, чтобы быть успешными в ней (Вт. 5:32; 17:18–20; Иисус Навин 1:6-9).

См. также: ЛЕВАЯ СТОРОНА, РУКА, ЮГ.

ПРАВДА. См. СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА. См. ПЕРВОРОДСТВО.