ПОЦЕЛУЙ (KISS) Словарь библейских образов

Поцелуй служит выражением определенного рода близких отношений. Библейские примеры демонстрируют широкое разнообразие характера такой близости и уровня связанной с ней взаимной преданности. За исключением предательского поцелуя Иуды, большинство известных упоминаний о поцелуях содержатся в Ветхом Завете и относятся к сфере семейных отношений. В ту эпоху знали и любовные поцелуи, но этот образ связан, в первую очередь, со взаимоотношениями между мужчинами в рамках семьи.

В самых распространенных библейских примерах поцелуев имеются в виду объятия в знак сердечных отношений между родственниками или близкими друзьями. Они могут указывать либо на восстановление отношений (напр., Иосиф и его братья, Бытие 45:15), либо на примирение (Иаков и Исав, Бытие 33:4; блудный сын, От Луки 15:20), либо на предстоящую разлуку (Ноеминь и ее снохи, Руфь 1:9; Павел и ефесские пресвитеры, Деяния 20:37). Они служат также в достаточной мере традиционным описанием случаев примирения, прощания и так далее. Эти образы несут ярко выраженную эмоциональную нагрузку, как, например, необычный поцелуй благоговения и преклонения получившей прощение женщины в От Луки 7:38. Более формальное и общераспространенное «целование святое» ранней церкви (1-е Петра 5:14; К Римлянам 16:16; 1-е Коринфянам 16:20; 2-е Коринфянам 13:12; 1-е Фессалоникийцам 5:26) указывает на близость верующих в благодати Христа.

Страстность соблазнительного поцелуя запретной любви хорошо показана в Пр. 7:13 на примере необузданной и бесстыдной женщины, показывающей тайные удовольствия неопытной жертве, которую она заманила. Романтический поцелуй воспевается в Песни песней: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих» (Песни Песней 1:1).

Разумеется, поцелуями могут сопровождаться просто-напросто циничные обещания в ходе политической кампании. У поцелуя Авессалома (2-я Царств 15:5-6), вкрадывавшегося в сердце израильтян, есть современный аналог в виде предвыборной кампании. Человек, демонстрирующий такую притворную близость, может выполнить свои обещания, а может и обмануть. Поцелуй Иуды (От Луки 22:47), как и обманные действия Иоава, введшие в заблуждение неосторожного Амессая (2-я Царств 20:9-10), был верхом вероломства, нарушением всех правил приличия и общественных норм.

Осуждение запретной близости с иноземными богами хорошо выразил Осия возгласом возмущенного изумления: «Люди целуют тельцов!» (Осия 13:2 RSV). Иов тоже признавал возможность тайного пристрастия к поклонению астральным божествам целованием преклонения (Иов 31:26-27). Наконец, метафорическое использование этой риторической фигуры близости («правда и мир облобызаются», Псалтирь 84:11) служит показателем разнообразия образов близости, связанных с поцелуем.

См. также: ИДОЛЫ, ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РОТ, СЕМЬЯ.

ПОЧЕТ. См. Честь.