ПОХВАЛЬБА, ВОСХВАЛЕНИЕ, ХВАЛА (BOAST) Словарь библейских образов

Хвалы достоин только Бог – Творец, Искупитель и Защитник избранного народа. В Ветхом Завете вознесение хвалы Богу и Божьему обеспечению символизирует правильное отношение к Всевышнему, идет ли речь о Божьем покровительстве (Псалтирь 5:12), спасении от врагов (Псалтирь 43:5-9) или о праведности и благоволении (Псалтирь 88:15-17). Такое вознесение хвалы включает в себя исповедание, благодарение и поклонение (Псалтирь 33:4; 43:9) и отвергает неискреннюю похвальбу, основанную на гордости и самодовольстве (1-я Царств 2:2-3).

Тема самовосхваления занимала важное место в батальной литературе (в том числе в эпических произведениях древности), в которой похвальба показывается обычным воинским ритуалом (ср. Исход 15:9; 3-я Царств 20:11). Определенное представление об этом мы можем составить из Псалтирь 17:32-43, псалма благодарения, в котором прославляется победа на поле битвы. Но в данном случае общая тональность показывает, что Давид представляет свои успехи в битвах в достаточно пародийном виде и приписывает их Богу.

Восхваление кого-то еще, кроме Бога, оскорбляет Бога своей самонадеянностью. Такая похвальба символизирует естественную склонность падшего человечества доверяться мудрости, силе и возможностям человека, а не полагаться на понимание и познание Бога (Иеремия 9:23-24). В Писании показаны богатые и власть имущие люди, считающие, что они умнее и могущественнее Бога, и похваляющиеся своим злодейством в отношении праведных и бедных (Псалтирь 51:2-3; 93:1–7). Их самонадеянные притязания закончатся позором и судом. Во взаимосвязи между похвальбой и судом мы видим иронический поворот: народы, которые Бог использует для наказания Израиля за самовосхваление (Исаия 9:8-12), в свою очередь, наказываются Богом за высокомерную похвальбу своим положением единственной власти в мире (Исаия 10:12-19; Софония 2:8-15). Библия показывает безрассудство похвальбы завтрашним днем, поскольку, будучи смертными, мы не знаем, что он принесет (Пр. 27:1). В подобного рода случаях употребления слова kauchaomai и в его использовании Павлом подразумевается нежелание признать Бога или Его верховную роль в истории.

В Новом Завете похвальба Божьим искупительным служением через Христа символизирует правильное отношение искупленного человечества к Богу (К Римлянам 5:11; 1-е Коринфянам 1:31; 2-е Коринфянам 10:17). Такая похвальба показывает, что человек надеется не на плоть (К Филиппийцам 3:3), уповает на крест (К Галатам 6:14) и разделяет христианскую надежду (К Римлянам 5:2; К Евреям 3:6). Приветствуется также похвальба тем, что Бог дает христианину или делает для него. Павел мог хвалиться своей властью (2-е Коринфянам 10:8), основанными им церквами (К Филиппийцам 2:16; 1-е Фессалоникийцам 2:19), своими Страданиями (К Римлянам 5:3), своей доброй совестью (2-е Коринфянам 1:12), своим служением Богу (К Римлянам 15:17) и даже своей Слабостью, в которой выражается Божья сила (2-е Коринфянам 12:5-10).

Поскольку оправдание есть Божий дар чрез веру во Христа, никто – даже Авраам (К Римлянам 4:1-3) – не может хвалиться делами в надежде на оправдание (К Римлянам 3:27; К Ефесянам 2:8-9). Нельзя хвалиться по плоти (2-е Коринфянам 11:18), будь то законом (К Римлянам 2:23), обрезанием (К Галатам 6:13), мудростью (1-е Коринфянам 1:26-31), превосходством по сравнению с другими людьми (2-е Коринфянам 10:12,18) или своей внешностью (2-е Коринфянам 5:12). Основанием для похвальбы не могут служить никакие достоинства плоти, ибо они в конечном счете получены от Бога (1-е Коринфянам 4:7). В такой похвальбе находит выражение постыдная и безрассудная склонность греховного человека полагаться на собственные достижения (2-е Коринфянам 11:16-21).

См. также: ГОРДОСТЬ, ЧЕСТЬ.

Библиография: С. Forbes, «Comparison, Self-Praise and Irony: Pauls Boasting and the Conventions of Hellenistic Rhetoric», NTS 32 (1986) 1–30.