ПОСЛАНИЕ ПЕТРА, 2-Е (PETER, SECOND LETTER OF) Словарь библейских образов

Основные темы 2Петра – противопоставление ложного и истинного пророчества, значение пришествия Христа для суда и опасность утери надежды на него. Книга отличается красочностью в изображении как конца мира сего (особенно 2-е Петра 3:10-13), так и греховности лжепророков (2-е Петра 2).

2Петра следует, по-видимому, рассматривать как своего рода завещание или Прощальную речь: в послании содержатся предсказания смерти автора и других надвигающихся катастроф, наряду с увещеваниями сохранять верность и заверением в конечной победе. Важная черта, присущая многим таким прощальным речам, выражается в указании на лжепророков как на реальную угрозу и настоятельном предупреждении о ней читателей.

Как и в Послании Иуды (сходство с которым проявляется не столько в использовании конкретных слов, сколько в серии аналогичных характеристик), во второй главе 2Петра содержится подборка негативных образов, подчеркивающих опасность лжепророчества и нечестие тех, кто этим занимается. Выделяются образы неразборчивости в сфере половых отношений (2-е Петра 2:6,1314). Это, по всей видимости, не прямые ссылки на разврат, а метафоры духовного блудодейства и соблазнения, которое влечет за собой лжепророчество. С другой стороны, мздоимство (2-е Петра 2:3,1415), возможно, имеется в виду в прямом смысле. Мздоимство, несомненно, служит распространенным образом при обличении лжепророчества (конкретный пример в лице Валаама приведен во 2-е Петра 2:15). Не вполне ясно, что означает упоминание о злословии этих лжепророков в отношении ангелов (2-е Петра 2:10-12): указание ли это на какой-то непонятный экзорцистский ритуал или учение, или это просто образ, взятый из предания, чтобы подчеркнуть порочность тех, кто отходит от истины (ср. Иуды 1:8-10).

«Безводные источники» и «облака, гонимые бурею» во 2-е Петра 2:17 служили особенно яркими образами для жителей Палестины, где вода встречалась редко и потому имела большую ценность. Человек, прилагавший в пустыне усилия, чтобы добраться до источника, не просто разочаровывался, если находил его высохшим, – ошибка путника могла стать роковой. Облака несли обещание дождя, но облака, гонимые сильным ветром, давали мнимую надежду – они либо проходили мимо, либо приносили слишком сильный дождь, побивавший посевы. Лжепророчество звучит и выглядит многообещающе, но по сути оно призрачно.

Во 2Петра рисуются и смелые положительные образы. Во 2-е Петра 1:2-4 показана восьмиступенчатая «лестница», изображающая становление христианского характера (ср. К Римлянам 5:3-5; К Галатам 5:22 и далее). Перечисление начинается с призыва к «умножению» различных добродетелей в вере. Использованное здесь слово относилось также к зажиточным покровителям сценического искусства, предоставлявшим труппе актеров деньги для приобретения костюмов. Таким образом, мы должны представить себе полное снаряжение христианских добродетелей. Кроме того, в увещевании обращаться к верному пророчеству (2-е Петра 1:19) истинное пророчество связывается со вторым пришествием и сравнивается со «светильником, сияющим в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» – образ, заимствованный из Исаия 60:1 (ср. От Луки 1:78-79).

2Петра было отчасти написано в связи с проблемой отсрочки второго пришествия – люди насмехались над христианами, поскольку их надежды на возвращение Христа не оправдывались (2-е Петра 3:3-13). В наши дни рационалистический или научный скептицизм тоже не приемлет библейского учения о катастрофах. Во 2-е Петра 3:5-6 автор ссылается на библейские образы сотворения мира и потопа как на катастрофические события для подкрепления библейского взгляда на историю, согласно которому она перемежается крупными неожиданными катастрофами. Он относится к ним не только как к образам, но и как к реальным вторжениям в эмпирическое пространство и время. При рассмотрении вопроса о катастрофическом суде доминируют образы воды и огня.

В целом можно сказать, что в символике послания выражается подчеркнутый контраст между добром и злом и между истинными верующими и неверующими. С одной стороны, мы видим образы умножения христианских добродетелей в вере, обращения к верному пророчеству как к светильнику во тьме, а также образы людей, живущих в святости и благочестии, которых Христос находит незапятнанными и беспорочными, то есть развернутую картину всего самого привлекательного в христианской жизни. С другой стороны, читаем о лжепророках, отмеченных страшными пороками, о Божьем наказании бесов адом и нечестивого человечества потопом и серой, о псе, возвращающемся на свою блевотину, и свинье, валяющейся в грязи, о номинальных христианах, увлекаемых беззаконниками. Практически во всех представленных категориях мы видим хорошие и дурные проявления, в которых отражается «вернейшее пророческое слово» (2-е Петра 1:19), например, по отношению к «невеждам и неутвержденным», которые искажают Писания «к собственной своей погибели» (2-е Петра 3:16).

См. также: ПОСЛАНИЕ ИУДЫ, ПОСЛАНИЕ ПЕТРА, 1-Е, ПРОРОК, ПРОЩАЛЬНАЯ РЕЧЬ.