ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ (PHILIPPIANS, LETTER TO THE) Словарь библейских образов

Послание Павла христианам в Филиппах принадлежит к жанру благодарственной записки. Точнее, это письмо миссионера, выражающего благодарность своим помощникам за духовное и финансовое участие в благовествовании (К Филиппийцам 1:5). Правила жанра требуют указания отправителя и получателя (К Филиппийцам 1:1), приветствия (К Филиппийцам 1:2), предоставления информации о ходе выполнения миссии (К Филиппийцам 1:12-26), признания полученной помощи (К Филиппийцам 4:10-19) и заключительных приветствий (4:21–23). Эти обязательные элементы перемежаются вероучительными наставлениями, ссылками на личные дела (К Филиппийцам 2:19-30) и практическими советами церкви в Филиппах.

Основная тема Послания к филиппийцам – страдания. Павел и филиппийцы приняли «участие в страданиях Его [Христа], сообразуясь смерти Его» (К Филиппийцам 3:10). Тем не менее в послании преобладает дух радости. Павлу трудно писать о чем бы то ни было – даже о своем заключении, – не выражая при этом радости. Его радуют филиппийцы (К Филиппийцам 1:5,25), проповедь Христа (К Филиппийцам 1:18), помощь Святого Духа (К Филиппийцам 1:19), братство единодушных верующих (К Филиппийцам 2:2) и перспектива собственной смерти (К Филиппийцам 2:17). Павел призывает филиппийцев присоединиться к его радости (К Филиппийцам 1:26; 2:18). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (К Филиппийцам 4:4).

Литературный анализ Послания к филиппийцам лучше всего начать с того, что в нем самом говорится о литературе. Наставительную часть своего письма Павел завершает формулировкой богословского основания христианской эстетики: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (К Филиппийцам 4:8). Какие же черты Послания к филиппийцам можно считать достославными и заслуживающими похвалы?

Прежде всего в послании есть ряд выразительных образов. Местом его написания была тюрьма (в Ефесе, или в Риме, или даже в Кесарии). Поскольку Павел находился «в узах о Христе» (К Филиппийцам 1:13), он мог заявить, что заключению в узы способствовали враги (не «раздувая трудности», как в NIV) своей завистливой проповедью (К Филиппийцам 1:15-17).

Видное место в благодарственном письме занимает тема гражданства. Понятие гражданства должно было быть хорошо знакомо филиппийцам, так как их город пользовался римскими привилегиями. Многие прихожане наверняка помнили, что апостол воспользовался преимуществами своего гражданства во время первого посещения Филипп (Деяния 16:37-38). Поэтому, наставляя их «жить достойно благовествования Христова» (К Филиппийцам 1:27), Павел использует известный гражданский термин politeuesthe. Фактически он призывает филиппийцев быть «достойными благовествования гражданами». Их основное жительство (роliteuma) не на земле, а на небесах (К Филиппийцам 3:20). Для спасения им надо не смотреть на Рим, а «ожидать Спасителя [с неба], Господа (нашего) Иисуса Христа» (К Филиппийцам 3:20).

Тема гражданства подкрепляется образами самоотверженной борьбы, основывающимися на наследии Филипп. Епафродит назван «сподвижником» (К Филиппийцам 2:25). Еводия и Синтихия «подвизались [вместе с Павлом] в благовествовании» (К Филиппийцам 4:3). Павел призывает филиппийцев «стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (К Филиппийцам 1:27). Образ напоминает фалангу воинов, сражающихся как одно целое.

В письме миссионера своим сторонникам не вызывает удивления присутствие образов из области финансов. Становление христианина заставляет его пересмотреть свои расчеты. Все, что Павел считал доходной частью, – семейное воспитание, полученное образование, конфессиональная принадлежность, личная репутация, – теперь записывается им в графу расходов ради Христа (К Филиппийцам 3:7). Внешние духовные преимущества, затрудняющие веру в Христа, – не актив, а пассив. Кроме того, письмо заканчивается упоминанием о даяниях, финансовой помощи, расчетах и платежах (К Филиппийцам 4:17-18). Даже слова о «подаянии и принятии» (К Филиппийцам 4:15) относятся к сфере финансовых отношений.

Еще одна примечательная метафора в Филиппийцам связана со спортом: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 3:13-14).

Внимания заслуживает и ряд других особенностей послания. К их числу относится риторическое использование дилеммы. Надо ли Павлу жить для Христа или «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (К Филиппийцам 1:23)? Он не столько разрывается между двумя решениями, сколько влечется в обоих направлениях. Узел разрубается заявлением: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (К Филиппийцам 1:21). Ниже в послании Павел прибегает к языку, который можно назвать земным, если не простонародным: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (К Филиппийцам 3:2). Это острый, но не личный выпад. Смысл сравнения лжеучителей с псами заключается в том, что они были нечистыми, как и языческие изгои в Израиле (ср. От Матфея 15:24-27). Павел понимал, что прибавляющие человеческие дела (особенно обрезание) к совершенному служению Христа находятся за пределами ортодоксального лагеря. Хуже того, они «поступают как враги креста Христова» (К Филиппийцам 3:18). Поэтому все, чем человек может содействовать своему спасению, равнозначно куче навоза (skybala) в сравнении с чистой «праведностью от Бога по вере» (К Филиппийцам 3:9).

Ссылки на Ветхий Завет в Филиппийцам зачастую упускаются из виду, что объясняется, по-видимому, их утонченностью. Например, в К Филиппийцам 1:19 Павел связывает надежду на спасение с образом Иова, представшего перед небесным судом (Иов 13:16). Его предупреждения о недопустимости «ропота и сомнения» и необходимости жить «непорочными среди строптивого и развращенного рода» перекликаются с рассказами о странствиях детей Израиля при Моисее (К Филиппийцам 2:14-15; ср. Числа 14:27; Вт. 32:5). В заявлении, что Христос не почитал хищением быть равным Богу (К Филиппийцам 2:6), может содержаться намек на грех Адама, посягнувшего на Божественность (Бытие 3:4-6).

Самая существенная связь с Ветхим Заветом просматривается в К Филиппийцам 2:9-11. Здесь фоном выступает защита Исаией монотеизма. Есть только один Господь, пред Которым будет клясться всякий язык (Исаия 45:21-23). Ссылка Павла на Исаию сводится к доказательству, что Иисусу из Назарета следует поклоняться как Господу Богу Израиля. Иисус получил «имя выше всякого имени»: Господь.

Самое прекрасное и известное место в Филиппийцам – победная песнь Павла воплощенному Христу (см. ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА):

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось

всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что

Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (К Филиппийцам 2:6-11).

Читатели часто задавались вопросом, не были ли эти превосходно сконструированные стихи одним из первых гимнов ранней церкви. При одном прочтении поворотным пунктом двух строф (уничижение Христа и Его превознесение) служат поразительные слова «даже до смерти, и смерти крестной». При другом прочтении гимн строится вокруг трех существительных (theos, doulos и kyrios), указывающих на три этапа служения Христа (Бог, раб и Господь). Гимн это или просто стихи, на чисто лингвистическом основании определить невозможно. Но вряд ли это имеет какое-то значение. Подлинная красота отрывка выражается не в его лирике, а в заключенной в нем мысли о живом, умершем и опять живом Господе.

См. также: ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА, РАДОСТЬ, СТРАДАНИЕ.