ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ (PHILEMON, LETTER ТО) Словарь библейских образов

Краткое Послание к Филимону – ходатайственное письмо Павла, в котором он выступает посредником для разрешения «во Христе» вопроса о возвращении Онисима, раба Филимона, – насыщено метафорами общественных отношений. Эти метафоры относятся к миру, устроенному как альтернативное сообщество. В римском мире суровые факты выражались в том, что Филимон был хозяином, Онисим – рабом (занимавшим, вероятно, достаточно высокое положение), а Павел находился в государственном заключении, скорее всего в Риме. По правилам социальных отношений этого мира Онисим был должником своего хозяина Филимона, ибо оставил его дом без разрешения.

Мы не можем говорить с уверенностью об обстоятельствах этого дела, но в недавних исследованиях высказывается мысль, что Онисим сам обратился к Павлу в надежде, что он как уважаемый Филимоном человек выступит посредником в его конфликте с хозяином. Улаживая вопрос о безопасном возвращении Онисима, Павел прибегает к образу альтернативного мира взаимоотношений и ценностей «во Христе».

Хотя Павел (в глазах общественного мнения) был узником в Риме, он на самом деле считал себя «узником Иисуса Христа» (К Филимону 1:1,9) и «в узах за благовествование» (К Филимону 1:13). Павел представляет себя в роли воителя вместе со «сподвижником нашим» Архиппом. Подобно кесареву дому (К Филиппийцам 4:22), куда входили сановники и слуги на службе у кесаря – в Риме, Коринфе, Кесарии и повсюду, – у Христа тоже есть большой круг домашних, над которыми Он господствует и которые представлены во многих городах. Говоря о своем «Господе» (К Филимону 1:3,5,16,20,24), Павел подразумевает свое собственное положение раба по отношению к главе дома. В еще большей степени это относится к Тимофею, Онисиму и даже Филимону, которых он называет братьями, и к сестре Апфии. Павел пользуется языком семейной близости, говоря о себе как об отце Онисима, а о нем как о своем сыне. Ведь Онисим для Павла – само «сердце» (К Филимону 1:12). В этом доме у Павла несколько «сотрудников» (Филимон, Марк, Аристарх, Димас и Лука; К Филимону 1:23). Наконец, как было принято в домах со множеством рабов, Павел обладает исполнительными полномочиями в доме Христовом, ибо может «приказывать», но предпочитает взывать к любви (К Филимону 1:8-9), и Филимон, а не Онисим мог бы послужить ему в заключении (К Филимону 1:13). Павел выполняет также общественную роль, заявляя о себе как о «посланнике» (presbytes в К Филимону 1:9 можно также перевести как «старец»; но ср. 2-е Коринфянам 5:20, «посланники от имени Христова»; К Ефесянам 6:20, «посольство в узах»).

Онисим, занимавший в римской общественной системе положение раба, подвластного ее законам, на которые вполне можно было ссылаться, приобретает совершенно иное положение в доме Христовом. Филимон должен принять его «как уже не раба, но выше раба, брата возлюбленного... по плоти и в Господе» (К Филимону 1:16). Онисим, чье имя означает «полезный», был некогда «негодным» Филимону, а «теперь годен» Филимону и Павлу (К Филимону 1:11).

Филимон, владевший крупным хозяйством в Колоссах и организовавший домашнюю церковь (К Филимону 1:2), показан в доме Христовом в совершенно иной роли. Он был другом, соработником и братом Павла (К Филимону 1:20) и Онисима, который уже не был его рабом (К Филимону 1:16). На Филимона в этом доме возлагались определенные обязанности (К Филимону 1:8,14,2122). Павел выражал уверенность, что Филимон исполнит свой долг добровольно, по любви (К Филимону 1:9), без принуждения (К Филимону 1:14), из преданности Господу (К Филимону 1:5) и по твердости своего характера (К Филимону 1:5-7).

В глазах римского мира Онисим был должником, а Филимон заслуживал подобающего вознаграждения. Поэтому Павел выдал за Онисима своего рода расписку на предъявителя, готовую к оплате в римской валюте: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я Павел написал моею рукою: я заплачу» (К Филимону 1:18-19). Но затем Павел искусно напоминает о расчетной книге, которая ведется в доме Христовом. Филимон должен Павлу «самим собою» (К Филимону 1:19), то есть вхождением в дом Христов. На Филимона можно наверняка положиться, что он поступит правильно, отплатив долг Павлу (К Филимону 1:20-21), или, что еще важнее, «успокоит... сердце [Павла] в Господе» (К Филимону 1:20). В надежде на примирение Павел рассчитывает на чувство долга и гостеприимство Филимона: «Прими его, как меня... приготовь для меня и помещение» (К Филимону 1:17,22).

См. также: РАБ.

Библиография: N. R. Petersen, Rediscovering Paul: Philemon and the Sociology of Paul's Narrative World (Philadelphia: Fortress, 1985).