ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (HEBREWS, LETTER TO THE) Словарь библейских образов

В Послании к евреям практически все образы связаны с развернутым сравнением и противопоставлением ветхозаветных обрядов и пришедшего им на смену искупительного служения Христа. Аргументация послания строится на последовательной серии образов, почерпнутых из практики поклонения ветхозаветного мира, и показе преимуществ их новозаветных аналогов. Для пояснения аргументации и иллюстрации поднятых вопросов используются простые и в то же время тщательно продуманные метафоры. Это сравнение и противопоставление проводится в рамках эсхатологического развития ветхозаветных образов с учетом иудейской апокалиптики и раннехристианского предания. Конкретные противопоставления, примеров которых слишком много, чтобы привести их все, касаются различия между Божественным и Ангельским, предвосхищением Ветхого Завета и новозаветным исполнением во Христе, земного и небесного священства, временного и постоянного, ветхого завета и нового завета, земного и небесного.

Образы Христа. Центральное место в Послании к евреям занимает образ Христа как Сына Божьего (К Евреям 1:2,5,8; 4:14), как единородного от Бога (К Евреям 1:5). Сын есть «сияние славы и образ ипостаси» Бога (К Евреям 1:3). Как Сын Божий Христос поставлен наследником всего (К Евреям 1:2; см. НАСЛЕДСТВО). Моисей был в доме Божьем служителем, а Христос – как Сын в доме Бога, то есть в церкви (К Евреям 3:1-6). Будучи Сыном Божьим, Христос «воссел одесную (престола) величия на высоте», демонстрируя, что Он способен исполнять властные полномочия Бога в качестве Его заместителя (К Евреям 1:3; ср. К Евреям 1:13; 8:1; 10:12; 12:2). Он изображен также Царем, Который помазан Богом и имеет престол и царский скипетр (К Евреям 1:8-9), а Его власть символизируется тем, что враги положены в «подножие» ног Его (К Евреям 1:13; 10:13).

Самый, пожалуй, выразительный образ в послании – образ Христа как Первосвященника (К Евреям 2:17; 3:1; 4:14–15). Фактически весь этот образ можно рассматривать как развернутую метафору Его искупительного служения. В отличие от первосвященников левитского священства, Христос безгрешен как Сын Божий, и Ему нет нужды приносить жертвы за собственный грех. В отличие также от левитского первосвященника, Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседека. Иными словами, Христос и Его священство вечны (К Евреям 4:14-5; К Евреям 6:19-20; 7:1–28). С Христом как вечным Первосвященником у христиан есть якорь души, источник стабильности и уверенности в спасении, подобно якорю, удерживающему корабль (К Евреям 6:19-20).

В отличие от священников из рода Аарона, служивших Богу в земной скинии, Христос служит как Первосвященник в небесном святилище. Это небесное святилище изображается высшим образцом для ветхозаветной скинии собрания (К Евреям 8:1-5; 9:14, 23–28). Христос показан Первосвященником, входящим за завесу во Святое-святых небесной скинии в присутствие Бога, чтобы раз и навсегда исполнить Свои священнические обязанности в день очищения (К Евреям 6:19-20).

Образы искупления. Образы искупления составляют другую группу. Первосвященник из рода Аарона раз в году в день очищения совершал искупление от греха за себя и за народ кровью тельца и козла. Искупительное служение Христа изображается двояким образом: как вхождение Христа в небесное святилище и принесение Себя в жертву на жертвеннике Бога, а также как вхождение во Святое-святых с собственной Кровью для искупления народа (К Евреям 2:17; 9:6–14, 23–28; 10:1–10). В отличие от левитских священников, каждый год окроплявших народ кровью, Христос как Священник окропляет Свой народ для очищения от греха только один раз (К Евреям 10:19-25). Тогда как левитские священники приносили жертвы за грех ежедневно, Христос принес Себя в жертву за грех раз и навсегда (К Евреям 10:11-18). Как тельцы и козлы, кровь которых использовалась в день очищения, сжигались вне стана, так и Христос в качестве искупительной жертвы умер вне врат города (К Евреям 13:11-13). Принеся Себя в жертву совершенную, а не такую, которая требовалась каждый год, Христос заключил новый завет. Подобно тому как завещание человека вступает в силу после его смерти или как первый завет на горе Синай вступил в силу с принесением в жертву тельцов и козлов, новый завет скрепился смертью и Кровью совершенной Жертвы – Иисуса Христа (К Евреям 9:15-22; ср. К Евреям 8:6-13).

Образы спасения и отступничества. В еще одной группе образов основное внимание направлено на процесс спасения или на его этапы. Состояние до обращения показывается как положение людей, которые «от страха смерти... были подвержены рабству» (К Евреям 2:15). Получившие спасение изображаются с помощью образа вкушения «просвещенными, и вкусившими дара небесного, и соделавшимися причастниками Духа Святого, и вкусившими благого глагола Божия и сил будущего века» (К Евреям 6:4-5). Божьи законы вкладываются в мысли и запечатлеваются на сердце (К Евреям 8:10; 10:16). Будучи Сыном Божьим и наследником всего, Христос может сделать христиан сонаследниками спасения (К Евреям 1:14), когда они становятся сынами Божьими (К Евреям 12:5-11). Верой и терпением христиане наследуют обетования (К Евреям 6:12) и обещанное вечное наследие (К Евреям 9:15). Верой Ной сделался наследником праведности, а Авраам, Исаак и Иаков – наследниками обетования (К Евреям 11:7-9).

В нескольких образах изображается христианская жизнь после получения спасения. С использованием строительной метафоры начатки учения о благовестии и христианской вере сравниваются с фундаментом христианской жизни (К Евреям 6:1-2). Смешанной метафорой с образами обучения, физического развития и питания описывается рост в познании христианской жизни. Новообращенный христианин показан младенцем, нуждающимся в молоке начального христианского обучения, а зрелый христианин – взрослым, который может питаться твердой пищей более продвинутого обучения (К Евреям 5:12-14). Еще одна метафора – Божий народ как странники (см. ПРИШЕЛЕЦ) или пилигримы на земле, ищущие отечества, небесного города, строителем которого для Своего народа показан Бог (К Евреям 11:10,1316). Бог метафорически изображается также родителем, чье наказание «наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (К Евреям 12:5-11). Христиане подобны спортсменам, тренирующимся под руководством наставника (К Евреям 5:14; 12:11). Они участвуют в борьбе против греха, и для ее успешного завершения необходимо удалить все препятствия, как в марафонском беге сбросить лишний вес. В К Евреям 11 верующие прошлого представлены в виде зрителей на арене, наблюдающих за тем, как христиане совершают марафонский забег духовной стойкости (К Евреям 12:1-4).

Отступничество или отпадение от христианской веры описывается с помощью нескольких образов. В упоминании о странствовавшем по пустыне поколении, ожесточении его сердца, возроптавшего против Бога, и, в конечном счете, о его неспособности войти в Божий покой в Ханаане изображаются христиане с лукавым и неверным сердцем, проявляющие непокорность, отвращающиеся от Бога и не входящие в Божий покой на небе (К Евреям 3:7-4). Отступники – это «однажды просвещенные, и вкусившие дара небесного, и соделавшиеся причастниками Духа Святого, и вкусившие благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадшие» (К Евреям 6:4-6). Отступники ярко характеризуются как люди, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (К Евреям 6:6) и которые «попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которою освящены, и Духа благодати оскорбляют» (К Евреям 10:29). Для отступника не остается более жертвы за грех (К Евреям 10:26). В сельскохозяйственной метафоре отступник изображается землей, пьющей дождь и производящей терния и волчцы, пригодные только для сожжения (К Евреям 6:7-8).

В Евреям встречаются и образы Творения. Все существующее – дело рук Бога (К Евреям 1:10; 3:4). Земля и небо подобны одежде, которая ветшает, сворачивается и заменяется (К Евреям 1:10-12). Сотворенные Богом человеческие существа не намного ниже ангелов, они увенчаны славой и честью, и все положено под ноги их (К Евреям 2:7-8).

Другие образы. В число других образов входят «вкушение смерти» (К Евреям 2:9); Христос как «предтеча» (К Евреям 6:20), «Вождь спасения» (К Евреям 2:10) и «начальник и совершитель веры» (К Евреям 12:2); Бог как «огонь поядающий» (К Евреям 12:29) и число потомков Авраама, «как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском» (К Евреям 11:12). Наконец, слово Божье способно оценить расположение души, ибо оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (К Евреям 4:12-13).

Приведенный перечень образов в Послании к евреям далеко не исчерпывающий. Яркие образы встречаются в нем повсюду, и его автор – поэт в той же мере, что и богослов. Пример, иллюстрирующий силу его воображения, можно увидеть в описании того, что значит верить во Христа как в Спасителя:

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого,

к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах,

и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

и к Ходатаю нового завета Иисусу,

и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (К Евреям 12:22-24).

См. также: АНГЕЛЫ, ЖЕРТВА, ЗАВЕТ, ИИСУС ХРИСТОС, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, КРОВЬ, МЕЛXIСЕДЕК, МОИСЕЙ, НЕБО, ОТСТУПНИЧЕСТВО, ПАЛОМНИК, ПОКОЙ, СВЯЩЕННИК, СКИНИЯ, СЫН.

Библиография:

W.J. Moulton, «The Relay Race», ExpTim 33 (1921–1922) 73–74;

V.C. Pfitzner, Paul and the Agon Motif (NovTSup 16; Leiden: Brill, 1967);

W.G. Johnsson, «The Pilgrimage Motif in the Book of Hebrews», JBL 97 (1978) 239–51;

D.Kidner, «Sacrifice: Metaphors and Meanings», TynB 33 (1982) 119–136;

E.Kiisemann, The Wandering People of God: An Investigation of the Letter to the Hebrews (Minneapolis: Augsburg, 1984).