ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ (GALATIANS, LETTER ТО THE) Словарь библейских образов

Послание к галатам – яркое по стилю письмо порицания и наставления, в котором автор обращается к читателям в прямой и выразительной манере. Будучи от начала до конца направленным против идей и доводов противников, угрожавших увести галатов от истинного благовестил, послание Павла наполнено полемической страстью и колоритными образами.

Зависимость и освобождение. Послание начинается с напоминания, что Христос Своей смертью «избавил нас от настоящего лукавого века» (К Галатам 1:4). Тема Зависимости, подчинения или рабства, освободиться от которых сам человек не в состоянии, красной нитью проходит через все послание. В нем изображается тяжелое и зависимое положение человека без Христа, к которому галаты могли вернуться. Что касается иудеев, находившихся под законом, «Писание» всех «заключило» (synkleio) под грехом (К Галатам 3:22). До пришествия веры Израиль был «под стражею» (ephrouroumetha) закона, «заключенным» (synkleio) под законом (К Галатам 3:23; 4:4–5). Это положение описывается также как «порабощение» (dedoulomenoi) силами, известными как «стихии» или «вещественные начала мира» (stoicheia tou kosmou, К Галатам 4:3,89). Эти духи изображаются также с помощью образа, относящегося к языческому прошлому галатов, когда они служили «богам, которые в существе не боги» и которых Павел называет «немощными и бедными вещественными началами» (К Галатам 4:8-9). Картина порабощения дополняется образом «дел», связанных с жизнью под Законом, соблюдением законов и правил, касающихся обрезания, употребления пищи, дней, месяцев и лет (К Галатам 2:16; 3:2, 5, 10; 6:4; ср. К Галатам 4:10).

В этот унылый мир порабощения тихо и незаметно был «послан» могущественный Избавитель, «Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (К Галатам 4:4-5). Образ искупления напоминает об освобождении Израиля от египетского рабства. Христос как новый Моисей (подобно Моисею родившийся в находящемся в зависимом положении Израиле) осуществил новый исход. Почему, задает вопрос Павел, эти язычники, бывшие прежде «рабами» (edoulousate) и избавленные от «настоящего лукавого века», должны снова подчиниться «игу рабства» (К Галатам 5:1)? Это все равно что Израиль вернулся бы в Египет или группа рабов вернулась бы к своему жестокому хозяину.

Дом и семья. В посланиях Павла последовательно проводится мысль о верующих как о семье, и эта точка зрения нашла яркое выражение в Галатам. Прежде всего нам надо представить себе большое процветающее домашнее хозяйство в средиземноморском Древнем мире с многочисленными членами семьи разной степени родства, домашними рабами и даже предками, память о которых сохранялась. Семья, к которой обращался Павел, – это «свои по вере» (К Галатам 6:10), то есть его «братья» (adelphoi, К Галатам 1:11; 3:15; 4:12, 28, 31 и т. д.), и Павел как старший брат называет их «дети мои» (К Галатам 4:19). Все они усыновлены (К Галатам 4:5) в эту семью как «сыны» (hyioi, К Галатам 4:5-7) Бога и Его Духом получили возможность называть Бога «Авва, Отче» (К Галатам 4:6). В качестве сыновей они стали наследниками. Этот семейный статус придал им качественно новое положение, ибо раньше они – как иудеи, так и язычники – были рабами настоящего века. Теперь же в новой семье все человеческие различия потеряли смысл: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского», но все одно во Христе (К Галатам 3:28).

Этот образ семьи выражает идеал нового человечества, ибо в новом творении стирается и уничтожается грань, разделявшая человеческое сообщество на «обрезанных» и «необрезанных» (К Галатам 6:15). Христос есть Господь (К Галатам 1:3) этой семьи, и Павел называет себя «рабом Христовым». Галаты сами могли судить, отвернулся ли Павел от своего Учителя, чтобы угождать кому-то еще (К Галатам 1:10).

Павел вновь обращается к образу семьи в преподанном галатам уроке родословия – происхождение новой семьи он ведет не от «рабы» Агари, а от «свободной» Сарры (К Галатам 4:22-26), ибо она – «матерь всем нам» (К Галатам 4:26). Проповедники «иного благовествования» относятся к другой линии Авраама – они от Агари, а не от Сарры. Будучи потомками Авраама (К Галатам 3:7), галаты, «семя Авраамово и по обетованию наследники» (К Галатам 3:29), происходят от «свободной», то есть принадлежат к семье свободных. «Вкравшиеся лжебратия [pseudadelphoi], скрытно приходившие [в Иерусалиме] подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас» (К Галатам 2:4), теперь начали активно действовать в Галатии. Павел не подчинился им в Иерусалиме, и галатам тоже надо было проявлять бдительность, чтобы не допустить проникновения этого пагубного влияния в свой дом. По примеру своего свободного предка, галатам надлежало «изгнать рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (К Галатам 4:30). А это наследие – Царство Божье (К Галатам 5:21).

«Рука общения» (К Галатам 2:9) служит символом семейных связей, имеющих более глубокое значение по сравнению с семейными разногласиями. Но есть также образы отчуждения от семьи: отхода от призвавшего (К Галатам 1:6), удаления от Христа (К Галатам 5:4) или «отпадения» от благодати (К Галатам 5:4). Истинные члены семьи в духе кротости возвращают согрешающих в ее лоно (К Галатам 6:1).

Образы семьи мы видим и в изображении положения Израиля под законом. В нем Израиль предстает в роли несовершеннолетнего наследника. В качестве «наследника» (К Галатам 4:1) Израиль ничем не отличался от раба. «До срока [prothesmia], отцом назначенного», он подчинялся «попечителям и домоправителям» (К Галатам 4:2). Закон был «детоводителем» (paidagogos, К Галатам 3:24-25), то есть домашним рабом, которому вменялось в обязанность наблюдение за воспитанием и поведением ребенка. В пылу полемики Павла с иудействующими это положение несовершеннолетнего находит еще более яркое выражение в образе рабства как подчинения «вещественным началам» (stoicheia) мира (К Галатам 4:3, см. выше; дополнительные истолкования см. в DPL, 229–233).

Завет. Важную роль в Галатам играет ветхозаветная символика, связанная с Божьим заветом. Завет, заключенный Богом с Авраамом и его потомками (Бытие 15), был подтвержден и ни в коей мере не отменен законом, данным четыреста тридцать лет спустя (К Галатам 3:17). Право получения наследства основывается на изначальном завете, а не на законе (К Галатам 3:18). Действенность первоначального завета Павел показывает на примере из повседневной жизни (К Галатам 3:15) завещания человека (или «последней воли», или «завета» – в К Галатам 3:15 и К Галатам 3:17 использовано одно и то же слово, diatheke), которое, будучи скрепленным подписью, не подлежит изменению или отмене. Павел рассчитывал, что этот образ опровергнет аргументацию иудействующих, которые, по всей видимости, представляли Авраама первым прозелитом, получившим повеление сделать обрезание (Бытие 17:10) и подчинявшимся всем заповедям, уставам и законам Бога (Бытие 26:5). Павел показал, что закон был «дан» позднее по причине «преступлений» Израиля (К Галатам 3:19), но он не отменил завета, заключенного ранее и основывавшегося на Божьих обетованиях (К Галатам 3:21). Более того, Павел заявил, что закон ниже обетования, поскольку для него потребовался посредник – Моисей, выступавший от лица двенадцати колен Израиля. Но Бог один (К Галатам 3:20), и Он изначально заключил завет напрямую с Авраамом, единственным родоначальником одного Божьего народа, объединенного верой (не законом) и происходящего из одного семени – Иисуса Христа (см. Wright).

Если закон был дан из-за преступлений, это означает, что в Израиле накопилось достаточно преступлений, подробно изложенных в исторических рассказах. Говоря о проклятии, которое налагается на всякого, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона», Павел напоминает о проклятиях, которым должен был подвергаться Израиль в случае нарушения завета (Вт. 27:26; 28:58–68). Эти проклятия действительно налагались на Израиль и достигли кульминации в изгнании народа из земли обетования и благословения. Тень этого проклятия все еще витает над Израилем. Хотя Израиль вернулся на землю, время обновления еще не наступило. Решение проблемы завета Павел находит в Иисусе Христе, принявшем на Себя в качестве представителя Израиля «клятву закона» и Своей смертью на римском кресте исполнившем проклятие, наложенное на висящего «на древе» (К Галатам 3:13; ср. Вт. 21:23). Когда это препятствие закона было раз и навсегда устранено, благословения, обещанные истинным потомкам Авраама, начали изливаться свободно, выходя за рамки верующих в Израиле и распространяясь на язычников (К Галатам 3:14). В Галатам центральный образ смерти Христа тесно связан с символикой завета.

Иерусалим и Синай. В географических образах Послания к галатам заложен аллегорический смысл. Павел начинает с Иерусалима как символического центра истории Израиля, ставшего теперь средоточием деятельности раннего христианского движения с признанными лидерами, такими как Иаков, Кифа и Иоанн (К Галатам 2:9). Павел использует традиционный иудейский образ «хождения» в Иерусалим (К Галатам 1:17-18; 2:1), но отвергает излюбленный символ Иерусалима как превознесенного центра мира (ср. Исаия 2:2-3). Его апостольство и благовествование исходят не из властных полномочий и директив, полученных в Иерусалиме, а прямо от Бога чрез Иисуса Христа (К Галатам 1:1). Это откровение (К Галатам 1:11-12,16) с неба. Павел старается показать, что Иерусалим и его лидеры не оказывают на него воздействия центростремительной силы (К Галатам 1:18; 2:1–2) и что он не признает за его лидерами положения непререкаемых авторитетов или «столпов» (styloi, К Галатам 2:9) нового храма, то есть церкви.

Такое принижение места Иерусалима на новой карте мира еще больше усиливается противодействием Павла делам иудействующих в Галатии. Из всех образов Иерусалима в Писании Павел использует те, в которых высказывается пророческое осуждение. Эти иудействующие представляют собой миссионеров «иного благовествования», прикрывающихся авторитетом Иерусалима. Наряду со священной горой в Иерусалиме, есть еще гора Синай в Аравии (ср. К Галатам 1:17). Эта гора, почитаемая в память о грозном откровении Бога, предоставлении закона и раскрытии роли святилища, теперь находится под сенью нового и более значительного откровения.

Иерусалим, прекрасная «дщерь Сиона» (Исаия 1:8), принял трагическое подобие Агари, «горы Синайской, рождающей в рабство» (К Галатам 4:24). Этот образ напоминает сделанное Исаией сравнение Иерусалима, стены которого опустели в результате изгнания, с покинутой женой (Исаия 49:14) или с лишившейся детей и бесплодной матерью (Исаия 49:20-21). Нынешний Иерусалим, символизирующий религию, основанную на Торе, все еще находится в плену с детьми, рожденными «по плоти».

Обрезание и истязание плоти. Не будь христианские читатели хорошо знакомы с тем, о чем идет речь в Галатам, им могли бы показаться отвратительными используемые Павлом образы, связанные с проставлением на теле отметин и его истязанием. Центральное место занимает образ Обрезания, и в виде имени существительного или глагола он встречается тринадцать раз. Обрезание было знаком на теле, указывавшим на принадлежность к заветному сообществу любого израильтянина мужского пола, и совершение этого обряда выделяло Израиль среди большинства его соседей. Греческое слово peritome буквально означает «урезание по кругу» и в данном случае относится к обрядовому обрезанию крайней плоти пениса. Это была болезненная и кровавая операция, и эту сторону образа не следует упускать из виду для понимания, как он воспринимался взрослыми язычниками-мужчинами, читавшими или слушавшими это послание. В еллинистском языческом мире обрезание не практиковалось и считалось варварским обычаем и извращением. Но для Израиля это был священный обряд с особым значением.

Иудействующие пытались преодолеть сопротивление язычников и их нежелание подвергаться болезненной операции обещаниями получения вечных благ. Но Павел опровергает их аргументацию, показывая физическое выражение этого символа и используя контрдоводы. Яркость его образов проявляется в силе, с которой он отвергает «плотский» обряд; такая позиция была бы немыслима для Павла до его обращения в христианство. С земной прямотой он высказывает желание, чтобы призывающие галатов к обрезанию сами прошли до конца по этому пути и кастрировали себя (К Галатам 5:12 {«если бы удалены были возмущающие вас»}). Если иудействущие желают совершать увечья над плотью, Павел может посоревноваться с ними: он сам носит «язвы [stigmata] Господа Иисуса» на своем теле (К Галатам 6:17), истинные телесные свидетельства положения ученика Христова. В этом образе, возможно, имеются в виду реальные рубцы на теле, полученные апостолом в ходе его трудного служения и связанных с ним гонений (напр., 2-е Коринфянам 11:23-29), наглядные знаки его преданности распятому Господу. Ибо Кровь на кресте и распятие Плоти Христа на кресте Павел рассматривает как поворотный момент создания нового творения. Благодаря соединению с Иисусом «для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (К Галатам 6:14).

Проповедующие обрезание стыдятся креста, главного символа истязания плоти, и хотят избежать гонений за провозглашение креста единственным основанием для вхождения в число Божьего народа (см. К Колоссянам 2:11-12, где соучастие в смерти Христа выражается в образе «обрезания Христова»; ср. К Ефесянам 2:11,13). Отголосок связанного с Давидом рассказа (1-я Царств 18:25-27) можно услышать в словах о похвальбе иудействующих собранной ими коллекцией крайней «плоти» галатов (К Галатам 6:12-13). Павел с нежностью вспоминает о прежней достойной уважения готовности галатов исторгнуть свои очи и отдать их ему ради Евангелия (К Галатам 4:13-15). Теперь же они, как дикие животные, опустились до того, что «угрызают и съедают» друг друга (К Галатам 5:15).

Другие образы. В посланиях Павла часто встречаются образы обычных жизненных дел в поле и в городе. Галаты составляли общину, члены которой должны были носить бремена друг друга, разделять заботы и трудности других (К Галатам 6:2). Но это не означает, что человек может отказаться нести собственный груз, выполнять свою часть работы и заниматься своим делом, ибо ему необходимо выдержать испытание, когда речь заходит о проверке качества труда (К Галатам 6:4-5). Павел очень заботился о том, чтобы его работа была не напрасной (К Галатам 4:11), и не хотел вновь созидать то, что сам же разрушил (К Галатам 2:18). Работа на полях и по дому связывается с образами сева (в плоть или в дух) и жатвы (тления или вечной жизни; К Галатам 6:8-9), с плодом духа (К Галатам 5:22) и с образом малой закваски, заквашивающей все тесто (К Галатам 5:9).

Бог назван «Призывающим вас» (К Галатам 5:8). Его призвание галатов (К Галатам 1:6) было призывом к свободе (К Галатам 5:13), и, хотя галаты ответили на услышанное с верой (К Галатам 3:2,5), теперь они, казалось, отходили от Призвавшего их и возвращались к рабству. Бог призвал и Павла (К Галатам 1:15) по образцу призвания пророков (Исаия 49:1,5). Верующие отвечают на призыв Бога через Духа, Который из их сердец учит языки взывать: «Авва, Отче!» (К Галатам 4:6). Эта тема речи, как человеческой, так и божественной, получает дальнейшее развитие в стихах, где Павел «говорит» и, вместе с тем, выражает желание присутствовать у них и изменить свой «голос» (К Галатам 4:20), где «говорит» Писание (К Галатам 4:30) и где высказываются Божьи обетования (К Галатам 3:16).

Относясь к своему служению среди язычников как к бегу на длинную дистанцию, Павел хотел получить заверения от иерусалимской церкви, что он не напрасно «бежит и бежал» (К Галатам 2:2 {«подвел или подвизался»}). Галаты тоже совершали забег: «Вы шли хорошо», – говорит Павел. Но затем произошла внезапная задержка в развитии: «Кто остановил вас?» (К Галатам 5:7). Христианскую жизнь можно также представить себе как странствие – распространенный еврейский образ жизни по закону. Но в глазах Павла направление в жизни дает уже не закон, а Дух. Поэтому апостол наставляет галатов «поступать по духу» (К Галатам 5:16), быть «водимыми духом» (К Галатам 5:18) и «жить [stoicheo] духом» (К Галатам 5:25).

Павел сознает существование предопределенного Богом расписания событий по времени, не сопоставимого с человеческими расчетами. Есть такие понятия, как «срок, отцом назначенный» (К Галатам 4:2), наступление «полноты времени» (К Галатам 4:4) и «свое время» для жатвы (К Галатам 6:9). Но соблюдение святых периодов времени, предписанных законом, – дней, месяцев, времен и лет (К Галатам 4:10) – определяется старым календарем, основанным на «вещественных началах». От них надо отказаться в свете наступления полноты времени.

Павел обращается также к образам зачатия, рождения и происхождения. Он использует конкретный еврейский образ «семени» (не «семян», К Галатам 3:16), говоря о потомстве Авраама, которому было дано обетование. Этот образ символизирует мир, в котором произведение на свет потомства служит средством не получения личного удовольствия или потакания своим желаниям, а включения человека в процесс, основывающийся на Божьих благословениях и их исполнении. Зачатие и рождение предоставляют человеку возможность испытать на себе Божью милость, как, например, в случае с бесплодной женщиной, не знавшей родовых мук и возрадовавшейся своей беременности, в результате которой она становится матерью большего числа детей, нежели имеющая мужа (К Галатам 4:27, цитата из Исаия 54:1). Свои отношения с галатами Павел связывает с образом матери, снова переживающей родовые муки, «доколе не изобразится в вас Христос» (К Галатам 4:19). Выглядит так, будто галаты вернулись к своему состоянию до рождения.

В напоминании Павла о своем прежнем образе жизни ревнителя отеческих преданий (К Галатам 1:14) имеется в виду его участие в гонениях на ранние христианские общины (К Галатам 1:13,23). Но ревность может также быть положительным качеством, и в глазах благочестивых иудеев она связывалась с такими выдающимися деятелями в истории Израиля, как Финеес (Числа 25:6-13), Илия (3-я Царств 17:14-я Царств 2:15) и маккавейские герои более позднего периода. Павел намекает, возможно, на Илию, когда говорит о своем хождении в Аравию (к Синаю?; ср. К Галатам 4:25) и возвращении затем в Дамаск (К Галатам 1:17; ср. 3-я Царств 19:8,15). Иудействующие высоко ценили ревность, но это была нечистая ревность (К Галатам 4:17-18). В послании Павла ей противопоставляется динамичная ревность по Евангелию и призыв к галатам принять участие в истинном благовествовании.

См. также: АВРААМ, ЗАВЕТ, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ЗАКОН, ИЕРУСАЛИМ, ОБРЕЗАНИЕ, ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ, СИНАЙ, СИОН.

Библиография: N. Т. Wright, «The Seed and the Mediator: Galatians 3:15–20» / The Climax of the Covenant (Minneapolis: Fortress, 1992) 157–174.