ПОСВЯЩЕНИЕ, ПРИОБЩЕНИЕ, ВОВЛЕЧЕНИЕ (INITIATION) Словарь библейских образов

В современных переводах Библии слово посвящение в смысле приобщения или вовлечения не употребляется. Тем не менее в Библии показан целый ряд обрядов и действий, которые подпадают под такое определение посвящения в понимании этнологов и исследователей истории религий, проводящих различие между коллективным и индивидуальным посвящением (инициацией). Кроме того, посвящение – одна из сюжетных линий в Библии.

Обряды посвящения. В число обрядов, предназначенных, по определению М. Элайада, для посвящения по возрастным группам, входит обрезание, служившее в Ветхом Завете этническим и религиозным признаком принадлежности к народу Израиля (Исход 12:48; ср. Деяния 10:45; К Галатам 2:9). Предписанное Богом (Бытие 17:9-14), впервые принятое Авраамом и его семьей (Бытие 17:24-27) и установленное законом (Левит 12:3), обрезание совершалось главами семей над всеми мальчиками, родившимися в доме, а также над чужестранцами и рабами в Израиле (Бытие 17:12-13). Этническое и духовное значение основывалось на обетованиях, данных Аврааму в Бытие 17:6-7: «И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

В отличие от широко распространенных обычаев других культур, в которых дети обычно обрезались по достижении половой зрелости, в Ветхом Завете обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, за крайне редкими исключениями: Аврааму было девяносто, а Измаилу тринадцать лет (Бытие 17:25). А позднее, когда обрядом стали пренебрегать во время странствия по пустыне, Иисус Навин обрезал целое поколение израильтян мужского пола (Иисус Навин 5:1-7). В качестве знака принадлежности к Израилю обрезание имело столь большое значение, что Иезекииль говорил даже о разделении обрезанных и необрезанных после смерти (Иезекииль 31:18). Обрезание символизировало также особую ответственность народа пред Богом (Иеремия 9:25-26).

В метафорическом смысле обряд обрезания мог символизировать чистоту, святость и любовь Бога. В нем подразумевалась чистота речи верующего, как это видно, например, из жалобы Моисея, что из-за своих «необрезанных уст» (Исход 6:12 KJV) он не сумеет убедить фараона. Он мог также означать готовность повиноваться Богу (или же его отсутствие могло означать прямо противоположное) – Иеремия писал о «необрезанном ухе» людей (Иеремия 6:10). В Новом Завете Павел использовал ветхозаветную метафору «обрезания сердца» (К Римлянам 2:29; ср. Вт. 10:16; 30:6), чтобы показать отличие истинно верующего и любящего Бога сердца от проявлений чисто внешней религиозности. В своей полемике с иудейскими христианами, хотевшими сделать обрезание необходимым условием христианской веры (Деяния 15:24; К Галатам 6:12), Павел, хотя и был обрезанным (К Филиппийцам 3:5), утверждал, что обрезание тщетно без веры (К Римлянам 3:30) и без послушания (К Римлянам 2:25). Он заявлял, что оно необязательно для христиан (К Галатам 2:3-5) и отменено Евангелием (К Ефесянам 2:11; К Колоссянам 3:11), а также предупреждал, что его соблюдение в качестве христианского обряда посвящения подчиняет верующего прежнему завету, основанному на необходимости выполнения определенных дел (К Галатам 5:3 и далее). Христианская церковь – это новый Израиль, и Павел говорит филиппийцам: «Обрезание – мы, служащие Богу духом» (К Филиппийцам 3:3).

В Новом Завете на смену обрезанию как обряду посвящения приходит крещение: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (К Колоссянам 2:11-12; ср. К Римлянам 6:4). Смысл крещения совпадает с символикой смерти-возрождения в других обрядах посвящения, описанных современными этнологами.

Христианское крещение ведет, по-видимому, начало от Иоанна Крестителя, который видел в нем выражение покаяния. Принятие Иисусом крещения в начале Его служения (От Матфея 3:13-17) символизирует подчинение Божьей воле и отождествление с Его народом. Хотя Сам Иисус не крестил, ранняя церковь приняла обряд крещения как знак приобщения к покаянию и вере. В то же время в нем подразумевается присоединение к братству верующих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деяния 2:41). Таким образом, крещение выполняет и функцию созидания сообщества, поскольку для верующих есть «один Господь, одна вера, одно крещение» (К Ефесянам 4:5).

Еще одно метафорическое значение ввел в оборот Иоанн Креститель, назвавший Иисуса «крестящим Духом Святым» (От Иоанна 1:33). Сам Иисус рассматривал крещение как духовное рождение и как посвящение – Он сказал Никодиму: «Если кто не родится от Воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (От Иоанна 3:5). Именно такое крещение Он обещал ученикам (Деяния 1:5), а затем оно распространилось и на язычников (Деяния 11:15-16).

Ролевое посвящение. То, что этнологи называют ролевым посвящением – то есть предназначением человека на роль шамана, советника или целителя, – по своей сути эквивалентно призванию пророков в Ветхом Завете, хотя и с определенными четко выраженными различиями. Многие пророки проходили через обряды, делавшие их пригодными для исполнения предназначенной им роли. К Исаии, который чувствовал себя человеком с нечистыми устами, прикоснулся ангел с горящим углем, очистив его от беззакония и греха и подготовив к донесению Божьей истины (Исаия 6:6-10). К устам Иеремии тоже прикоснулся Бог, наделив его способностью изрекать Божьи предупреждения народу (Иеремия 1:9), а Иезекиилю было дано съесть свиток плача (Иезекииль 2:9-3). Избрание Моисея (Исход 3), а затем Самуила (1-я Царств 3) пророками не сопровождалось какими-либо обрядами, но их выбор тоже был ясным случаем ролевого посвящения, как и помазание царями Израиля Саула (1-я Царств 10) и Давида (1-я Царств 16), которые были облечены царскими полномочиями на официальных церемониях.

В Новом Завете назначение семи «человек... исполненных Святого Духа и мудрости» (Деяния 6:3) для надзирания над распределением пищи в ранней церкви тоже можно рассматривать как ролевое посвящение. Их поставили перед апостолами, которые помолились и возложили на них руки (Деяния 6:1-6). Эта церемония считается учреждением звания диакона.

Посвящение как сюжетная линия. В более широком смысле посвящение как «начало чего-то, вступление во что-то, предназначение для какой-то деятельности» можно рассматривать в качестве одного из архетипов библейских литературных жанров, поскольку в фабуле многих рассказов выражается мысль о именно таком приобщении к новому образу жизни даже без совершения обрядов или церемоний. Первыми посвященными в Библии стали Адам и Ева, предназначенные для жизни в Божьем сотворенном мире (Бытие 2), а затем в условиях падшего мира (Бытие 3).

Эта тема раскрывается также в образе путешествия. Три этапа посвящения, которые выделяют этнологи, – выход из предшествующего состояния, переходный период и вхождение в новое состояние, – можно увидеть в странствии, например, Авраама, покинувшего Халдею и отправившегося на запад в Ханаан (Бытие 12). Молодые Иаков и Иосиф совершили путешествия посвящения в возраст зрелости. Схема повторилась в путешествии народа Израиля на восток из Египта через пустыню в Ханаан, и ее можно также увидеть в переходе Руфи со своей свекровью Ноеминью из Моава в Вифлеем (посвящение в новую веру и присоединение к новому этническому сообществу).

Однако рассказы о посвящении не всегда связаны с путешествиями. Посвящение Гедеона в судьи произошло в результате встречи с ангелом и двух сверхъестественных знамений (Книга Судей 6:1-24). Юный Давид вступил в мир воинского героизма после единоборства с Голиафом (1-я Царств 17). Юный Самуил приобщился к пророческой жизни благодаря увиденным ночью снам (1-я Царств 3:1-14). Показанная во 2Царств царская жизнь Давида была вполне благополучной вплоть до истории с Вирсавией и Урией (2-я Царств 12), которая стала посвящением Давида для вступления в жизнь с последствиями греха. Данное Богом сатане разрешение навести бедствия на Иова было началом вхождения Иова в жизнь страданий и лишений. События на Пятидесятницу ввели учеников в эпоху Святого Духа. Учитывая расположение рассказов о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне в начале евангелий, эти события вполне можно рассматривать как посвящение Иисуса в Его искупительное служение.

Процессы посвящения могут приводить к положительному или отрицательному результату. В притче Христа о блудном сыне (От Луки 15:11-32) было как отрицательное посвящение (вследствие разгульной жизни молодой человек впал в нищету, состояние нравственного убожества и отчаяние), так и положительное (оказанный отцом прием вернул главному герою положение в обществе и положение сына). Среди случаев отрицательного посвящения можно отметить грех Адама и Евы с его последствиями (Бытие 3), насилие и убийство в истории с Каином и Авелем (Бытие 4), языковое смешение среди строителей Вавилонской башни (Бытие 11) и сатанинский план предательства со стороны Иисуса (От Иоанна 12:27). В некоторых рассказах о посвящении завуалированно присутствует мысль о благословении или проклятии: совершенное братьями Иосифа предательство сделало его рабом в чужой стране, но дальнейшим последствием этого было спасение голодавшего народа Израиля в Египте, которое, в свою очередь, стало посвящением в рабство.

В Новом Завете показано множество примеров положительного посвящения. Совершавшиеся Иисусом исцеления давали страдальцам новую здоровую жизнь. В ряде случаев, как, например, в истории с расслабленным, которого друзья принесли к Иисусу (От Марка 2:1-11), исцеление сопровождалось приобщением к новой жизни праведности пред Богом. Именно в этом, несомненно, заключается основной смысл таких обращений, как обращения женщины, взятой в прелюбодеянии (От Иоанна 8:3-11), Закхея (От Луки 19:1-10) и Павла (Деяния 9). Даже когда обращение представляет собой процесс постепенного возрастания в вере, его все равно можно назвать посвящением. Дж. Огастин показывает, что в Евангелии от Марка ученики проходят серию «шагов посвящения» и что само Евангелие выполняет функцию посвящения, поскольку «оно вводит читателя в суть дела, вне зависимости от его понимания учениками, самим ходом рассказа» (Augustine, 394, 396).

Помимо новозаветных рассказов об обращении, в высказываниях и притчах Иисуса говорится о вхождении в Божье Царство, а в посланиях – о новой жизни во Христе (см. НОВОЕ).

См. также: КРЕЩЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ОБРЕЗАНИЕ, СТРАНСТВИЯ, ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Библиография: M.Eliade, Birth and Rebirth: The Religious Meanings of Initiation in Human Culture (New York: Harper, 1964);

J. H. Augustine, «Mark» /A Complete Literary Guide to the Bible, ed. L. Ryken and T. Longman III (Grand Rapids: Zondervan, 1993) 387–397.