ПОРЯДОК (ORDER) Словарь библейских образов

Современные представления о порядке и беспорядке в значительной степени основываются на механических понятиях Ньютоновской физики, согласно которым вселенная представляет собой упорядоченную, хотя и крайне сложную систему. Такой образ часового механизма не встречается в Писании, где упорядоченность мироздания рассматривается в гораздо более личных категориях.

Порядок и завет. Согласно рассказу в Бытии, когда Бог сотворил землю, Он провел различие между днем и ночью и поставил два светила – большее и меньшее – для управления ими и для разграничения дней, времен и лет (Бытие 1:14). Чередование сезонов Он подтвердил и после потопа (Бытие 8:22). Но в этом порядке Писание не видит ничего механического и рассматривает его как отражение заветных отношений между Богом и Его творением (Иеремия 33:20,25).

Божье Провиденциальное упорядочение раскрывается также в Его отношении к живым созданиям. Бог установил взаимозависимость между живыми существами, предоставил им среду обитания, запасы воды и пищи (Псалтирь 103:27-28).

Божьи дела, выходящие за рамки обычных образов порядка, часто представляются как чудеса. Такое представление допустимо, если оно понимается в том смысле, что Бог в равной степени вовлечен как в «естественные» события, которые мы наблюдаем, так и в «сверхъестественные» исключения, которые мы называем чудесами.

Порядок и различия. Хотя упорядоченность вселенной проявляется в определенном единообразии, божественный порядок представлен в Писании также в виде различных разделений и различий. Например, в рассказе о сотворении мира в первой главе Бытия Бог преобразовал безвидность первобытной вселенной установлением ряда границ: между светом и тьмой, днем и ночью, морем и сушей (ср. Псалтирь 103:9), твердью и небесами, созданиями, живущими в этих различных сферах, и человеческими существами, сотворенными по образу Божьему и призванными владычествовать над остальным творением (Бытие 1:1-28).

Упорядоченность через различие проявляется в Поклонении и служении Израиля, которые основаны на принципе субботы, отделяющем субботний день и год, а также юбилейный год; в обрядах святости, отделяющих чистое от нечистого; в обрезании и законе, которые выделяют Израиль среди других народов; в слове Божьем, отличающем заповеди Бога от преданий человеческих и поклонение истинному Богу от поклонения идолам.

Отличия подчеркиваются различными постановлениями об отделении, выраженными в законе. Бог указывает Своему народу, что разные волокна нельзя смешивать в одежде, нельзя смешивать разные семена в поле, а также нельзя скрещивать разные породы скота между собой (Левит 19:19). Кроме того, Моисеев закон требует, чтобы одежда, принятая для обозначения половых различий, не использовались другим полом и чтобы соблюдались законы о единокровности, проводящие различие между соседями и родственниками.

Порядок и мудрость. Хотя различия и границы, отражающие физический и нравственный порядок мироздания, всегда существуют как неотъемлемая часть творения, они не всегда легко различимы или их назначение не сразу становится понятным. Тем не менее еще до грехопадения Бог дал мужчинам и женщинам как носителям Его образа поручение (которое называют также «культурным мандатом») постичь этот порядок и использовать его, чтобы владычествовать над землей (Бытие 1:28) и быть хорошими управителями сада, в котором они были помещены (Бытие 2:5). Потоп затруднил исполнение культурного мандата, но ответственность сохранилась в виде обязанности следовать мудрости. Поэтому в литературе мудрости Притчей и Екклесиаста мудрость связывается в том числе со способностью понять порядок сотворенного Богом мира (Пр. 8:22–36), видеть различия и отличать правильные от неправильных времен для всего под небом (Екклесиаст 3:1-8). Те, кто не желает следовать мудрости и предпочитает вести беспорядочный образ жизни, характеризуются в Книге Притчей как глупцы и ленивцы.

Порядок и спасение. Упорядоченность имеет важнейшее значение для выполнения человечеством стоящей перед ним культурной задачи, но еще большее значение она имеет в Божьей искупительной работе. Ибо если Бог и Его слово приносят порядок, грех нарушает его. Божье решение заключается в восстановлении порядка путем проведения различия. Первым искупительным обетованием стало обетование отделить семя женщины от семени змея, что позволит одержать победу над змеем и восстановить установленный Богом нравственный порядок (Бытие 3:15).

Это восстановление достигнуто искупительным служением Бога во Христе. Иисус проявил Себя Господом творения, повелев волнам моря успокоиться. Он восстановил нравственный порядок Своей смертью на кресте и создал условия для конечного суда, в котором все станет на свои места и появятся новое небо и новая земля (Откровение 21:1).

В конечном счете представление о Боге как о Боге порядка, а не неустройства (1-е Коринфянам 14:33) выходит за рамки физической сферы и распространяется на государственные и церковные отношения. В нем подразумевается предоставление Богом власти гражданским правителям для защиты жизни, ограничения зла и обеспечения общественной стабильности, чтобы Евангелие могло проповедоваться в мире (К Римлянам 13:1-7; 1-е Тимофею 2:1-2). Оно также включает в себя обязанность церковных лидеров надзирать, чтобы все в Божьей семье происходило «благопристойно и чинно» (1-е Коринфянам 14:40).

См. также: КОСМОЛОГИЯ, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.