ПОМАЗАНИЕ (ANOINTING) Словарь библейских образов

Помазание буквально означает излияние или нанесение елея на человека или на предмет. Практика помазания, уходящая корнями в ветхозаветную культуру, символизирует в Библии разного рода особые достоинства определенных мест (Бытие 28:18), храма и его обстановки (Исход 40:9-10), одежды (Левит 8:30), царей (3-я Царств 1:39; 4-я Царств 9:6), религиозных лидеров (Исход 28:41; Левит 8:12), священников, пророков (3-я Царств 19:16), небесных существ (Иезекииль 28:14) или просто дорогих гостей (Псалтирь 22:5; ср. От Луки 7:46; От Иоанна 11:2). Помазание имеет обычно двоякий смысл: оно отделяет или освящает человека или предмет и наделяет помазанного человека властью. В Библии подразумевается, что святость и власть при помазании даются Богом, хотя и при посредничестве человека, действующего от имени Бога.

В древности на Ближнем Востоке помазание использовалось для торжественной ратификации установленных дипломатических связей, торговых соглашений, брачных контрактов и договоров об освобождении рабов. Оно не обязательно несло в себе религиозный подтекст. Такое его понимание в определенной мере нашло отражение в Бытие 28:18-22, где помазание показано как символ договорных отношений между Иаковом и Богом, или в Осия 12:1 и 3-я Царств 5:11, где масло служит выражением дружеских отношений. Кроме того, в месопотамских обрядах помазания заключалась идея, что люди являются выразителями божественных дел и сверхъестественной силы.

В ветхозаветных религиозных обрядах помазание означало посвящение на священническое (Исход 30:30; Левит 4:3,5) или царское служение (1-я Царств 2:10). Оно символизировало Божий выбор и Его утверждение и, следовательно, подразумевало божественное вмешательство в подготовку к служению (1-я Царств 10:1). Мощной символикой этого обряда объясняется сохранение жизни Саула в 1-я Царств 26:9-23 – убийство Саула означало бы проявление неуважения к особому положению царя как помазанника Божьего (см. 2-я Царств 1:16; 19:21). В этом смысле помазание подразумевало Божье благословение и Его защиту (Псалтирь 17:51; Аввакум 3:13). После помазания Соломона к нему были обращены слова благословения (3-я Царств 1:39), а сами цари получали предупреждение не причинять вреда Божьим помазанным пророкам (1-я Паралипоменон 16:22; ср. Псалтирь 104:15).

Тема благословения, связанного с обрядом помазания, находит выражение и в Псалтирь 132:2, где драгоценный елей используется как метафора Божьей щедрой заботы о ведущих священниках. Аналогичная мысль высказана в Псалтирь 44:8, где помазание царя показано как знак радости. В 1-я Царств 10:6-9 Божье участие в помазании связывается с принятием Духа Господнего, изменением сердца и обетованием Божьего присутствия. Та же мысль подчеркивается в 1-я Царств 16:13, где сразу после помазания Давида на него сошел «Дух Господень». Таким образом, помазание ветхозаветных царей служило особым символом Божьей заботы посредством присутствия Духа.

Исходя из этого, вполне естественно, что в Ветхом Завете титул «помазанник» стал синонимом избранного, утвержденного, освященного и подготовленного к служению человека. Титул ограничивался только царственными особами (Псалтирь 2:2; 88:39; 131:10), за исключением Даниил 9:25-26 {«Христос»}, где он относится к будущему Владыке. Вполне понятно поэтому, что в Новом Завете этот титул в его греческой форме «Христос» (Christos) используется по отношению к Иисусу (От Иоанна 1:41; 4:25; Деяния 4:24-27).

В Новом Завете обряд помазания не используется для освящения или поклонения. Вместе с тем, помазание в метафорическом смысле часто присутствует при описании духовного основания служения Иисуса (От Луки 4:18; Деяния 10:38; К Евреям 1:9) и духовной работы, которую Бог совершает в верующих (2-е Коринфянам 1:21-22; 1-е Иоанна 2:20,27). Упор делается не на самом действии помазания, а на Духе Святом, Которым человек помазывается.

В Новом Завете есть также упоминания об использовании помазания как средства бальзамирования и в косметических целях (От Матфея 6:17; От Марка 16:1; От Луки 7:38,46; От Иоанна 11:2; 12:3). Эти примеры показывают, что помазание символизировало, помимо прочего, признание достоинств, то есть понятие, уходившее корнями в Ветхий Завет (см. выше). В Новом Завете показано также использование оливкового масла в быту как лечебного средства (см. БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ) в те времена (ср. От Марка 6:13; От Луки 10:34; Иакова 5:14).

См. также: ЕЛЕЙ, СВЯТОЙ ДУХ.