Буквальное попрание ногами врагов во время войны объясняет, почему образ нахождения под ногами, попранности обозначает победу над неприятелем (напр., Книга Судей 20:43; Псалтирь 17:39; Исаия 14:25; 41:2; Даниил 8:7), в том числе победу верующих над сатаной (К Римлянам 16:20) и эсхатологическую победу Христа (1-е Коринфянам 15:25). Яхве даже попирает ногами грехи Израиля (Михей 7:19).
Попрать кого-то ногами означает также иметь власть над ним, управлять им. Победа Яхве над морем описывается как попрание (darak) морских волн (bama) (Иов 9:8; см. также Аввакум 3:15); Его суд в истории – это, соответственно, попрание (darak) «высот [bama] земли» (Михей 1:3; см. также Амос 4:13). Такие действия указывают на космическую власть Яхве, в которой участвуют и люди, которым все «положено под ноги» (Псалтирь 8:7). Но эта космическая власть в особенности реализуется во Христе как совершенном Человеке (1-е Коринфянам 15:24-28; К Евреям 2:5-9), как Главе Церкви (К Ефесянам 1:22) и как победоносном Мессии (Псалтирь 109:1; см. также От Марка 12:36; От Луки 20:43; Деяния 2:35; К Евреям 1:13; 10:13). Возможно, идея власти лежит также в основе упоминаний о земле (Исаия 66:1) и храме (Псалтирь 98:5; 131:7) как подножии престола Яхве.
Образ нахождения под ногами может также обозначать владение. Исключительно во Второзаконии земля, которой будут владеть израильтяне, определяется как место, «на которое ступит нога ваша» (Вт. 11:24), – естественное продолжение образа попрания ногами от покорения и завоевания земли к владению ею. Соответственно, не находить «места покоя для ноги своей» (Вт. 28:65) может означать не владеть землей (см. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ВРЕМЕННОЕ).
Дополнительное значение образа попрания ногами – оскорбление, презрение и суд. Презрение, особенно к таким неуважаемым личностям, как Иезавель (4-я Царств 9:33; см. также 4-я Царств 7:17,20; Исаия 14:19), демонстрировалась посредством попрания их мертвых тел. Посадить бедняка у подножия своего стола значит выказать презрительное отношение к нему (Иакова 2:3), так же как и стряхнуть на кого-то пыль со своих ног (От Марка 6:11). Жемчуг оскверняется, когда его топчут свиньи (От Матфея 7:6); иноземцы оскверняют землю Израиля (Михей 5:5-6), город Иерусалим (От Луки 21:24) и особенно храм (Исаия 66:6; Даниил 8:13; Откровение 11:2) тем, что ступают по ним (см. о снятии обуви на священной земле в Исход 3:5 и 1-я Царств 5:5). Топтание точила – образ Божьего суда (Иеремия 25:30; Плач Иеремии 1:15; Иоиль 3:13; Откровение 19:15; см. о топтании зерна в Иеремия 51:33), а сок винограда символизирует кровь убитых (Исаия 63:1-4; Откровение 14:20).
Образ попрания ногами используется также для описания угнетения и гонений. В Псалтири гонения описаны как попрание ногами врагов (Псалтирь 55:2-3; 56:4), а Амос описывает общественное угнетение как попрание бедных (Амос 2:7; 8:4). Во всех этих случаях используется глагол ʼараr который имеет значение «давить что-либо ногами», а не просто «топтать» или «попирать». Смотри также случаи использовании darak для обозначения попрания как угнетения в Плач Иеремии 3:34 (см. также Псалтирь 73:21).
См. также: НИЖНЕЕ, НОГА (II), ТРИУМФ.