ПОЛОЖЕНИЕ ПОД НОГАМИ (UNDER THE FEET) Словарь библейских образов

Буквальное попрание ногами врагов во время войны объясняет, почему образ нахождения под ногами, попранности обозначает победу над неприятелем (напр., Книга Судей 20:43; Псалтирь 17:39; Исаия 14:25; 41:2; Даниил 8:7), в том числе победу верующих над сатаной (К Римлянам 16:20) и эсхатологическую победу Христа (1-е Коринфянам 15:25). Яхве даже попирает ногами грехи Израиля (Михей 7:19).

Попрать кого-то ногами означает также иметь власть над ним, управлять им. Победа Яхве над морем описывается как попрание (darak) морских волн (bama) (Иов 9:8; см. также Аввакум 3:15); Его суд в истории – это, соответственно, попрание (darak) «высот [bama] земли» (Михей 1:3; см. также Амос 4:13). Такие действия указывают на космическую власть Яхве, в которой участвуют и люди, которым все «положено под ноги» (Псалтирь 8:7). Но эта космическая власть в особенности реализуется во Христе как совершенном Человеке (1-е Коринфянам 15:24-28; К Евреям 2:5-9), как Главе Церкви (К Ефесянам 1:22) и как победоносном Мессии (Псалтирь 109:1; см. также От Марка 12:36; От Луки 20:43; Деяния 2:35; К Евреям 1:13; 10:13). Возможно, идея власти лежит также в основе упоминаний о земле (Исаия 66:1) и храме (Псалтирь 98:5; 131:7) как подножии престола Яхве.

Образ нахождения под ногами может также обозначать владение. Исключительно во Второзаконии земля, которой будут владеть израильтяне, определяется как место, «на которое ступит нога ваша» (Вт. 11:24), – естественное продолжение образа попрания ногами от покорения и завоевания земли к владению ею. Соответственно, не находить «места покоя для ноги своей» (Вт. 28:65) может означать не владеть землей (см. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ВРЕМЕННОЕ).

Дополнительное значение образа попрания ногами – оскорбление, презрение и суд. Презрение, особенно к таким неуважаемым личностям, как Иезавель (4-я Царств 9:33; см. также 4-я Царств 7:17,20; Исаия 14:19), демонстрировалась посредством попрания их мертвых тел. Посадить бедняка у подножия своего стола значит выказать презрительное отношение к нему (Иакова 2:3), так же как и стряхнуть на кого-то пыль со своих ног (От Марка 6:11). Жемчуг оскверняется, когда его топчут свиньи (От Матфея 7:6); иноземцы оскверняют землю Израиля (Михей 5:5-6), город Иерусалим (От Луки 21:24) и особенно храм (Исаия 66:6; Даниил 8:13; Откровение 11:2) тем, что ступают по ним (см. о снятии обуви на священной земле в Исход 3:5 и 1-я Царств 5:5). Топтание точила – образ Божьего суда (Иеремия 25:30; Плач Иеремии 1:15; Иоиль 3:13; Откровение 19:15; см. о топтании зерна в Иеремия 51:33), а сок винограда символизирует кровь убитых (Исаия 63:1-4; Откровение 14:20).

Образ попрания ногами используется также для описания угнетения и гонений. В Псалтири гонения описаны как попрание ногами врагов (Псалтирь 55:2-3; 56:4), а Амос описывает общественное угнетение как попрание бедных (Амос 2:7; 8:4). Во всех этих случаях используется глагол ʼараr который имеет значение «давить что-либо ногами», а не просто «топтать» или «попирать». Смотри также случаи использовании darak для обозначения попрания как угнетения в Плач Иеремии 3:34 (см. также Псалтирь 73:21).

См. также: НИЖНЕЕ, НОГА (II), ТРИУМФ.