ПОКАЯНИЕ (REPENTANCE) Словарь библейских образов

Апостол Павел отмечает, что благочестивая печаль производит усердие, стремление загладить вину, негодование, тревогу, страстное желание и готовность к справедливому возмездию (2-е Коринфянам 7:11). Павел выделяет разные стороны покаяния, а вот наиболее цельным библейским образом покаяния служит Псалтирь 50, в котором представлен как бы анатомический анализ души и эмоций грешника (Давида), когда пророк Нафан показал ему чудовищность соделанного, то есть прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа (2-я Царств 1112). В псалме выражается как глубокое понимание зла, которое может корениться в человеческом сердце, так и чувство уверенности человека, испытавшего последствия истинного покаяния – прощения и примирения с Богом. В нем также показаны четыре грани подлинного покаяния, упомянутые Павлом: осознание совершенного зла, искреннее желание восстановить справедливость, стремление войти в присутствие Бога и изменение поведения.

Признание совершенного зла. Истинное покаяние начинается с ясного осознания совершенного зла. Давид сознает свой грех и причиненное им зло, а также справедливость суда над ним (Псалтирь 50:5-7); в его словах выражается добровольное признание, подкрепленное подлинным знанием. Иов тоже понимал, что для настоящего покаяния требуется искреннее осознание совершенного зла (Иов 34:31-33). В конце концов Иов не только прекратил обвинять Бога (Иов 39:34-35), но и ясно признал, что он говорил о Боге несправедливо, и раскаялся в этом (Иов 42:3,6). Готовность признать свой грех, подобно Давиду, проявляли многие: израильтяне, когда Ездра прочитал слова закона после возвращения из плена (Неемия 8:9), ниневиняне, когда Иона донес до них Божьи слова (Иона 3:5-6,8), и люди, которые «умилились сердцем», когда услышали Петра в день Пятидесятницы (Деяния 2:37). Покаяние блудного сына в притче Иисуса началось с того, что он «пришел в себя» (От Луки 15:17). Признание греха играет основополагающую роль в библейском покаянии.

Стремление к очищению с искренней печалью. Осознание греха ведет к искреннему стремлению к очищению. В молитве Давида видное место занимают настоятельные призывы к Богу с просьбой очистить его (Псалтирь 50:3-4,910). Помимо ревностной молитвы, это горячее желание выражается в слезах, облачении во вретище, посыпании головы пеплом и посте. Такие выражения искренней скорби могут предшествовать суду или сопровождать некоторые его последствия; в нескольких библейских рассказах приводятся примеры, когда о покаянии свидетельствует скорбь.

Вретище, пепел и пост служат распространенными образами раскаяния. Они связываются с покаянием, когда несколько царей смирились перед царем Израиля (3-я Царств 20:31), когда Езекия покаялся и попросил дополнительных лет жизни (4-я Царств 19:1; Исаия 37:1), когда Ахава осудил Илия (3-я Царств 21:27), когда Иов каялся пред Богом (Иов 16:15) и в покаянных мольбах псалмопевца (Псалтирь 68:12). Даниил молился и постился во вретище, каясь за народ (Даниил 9:3), а царь Ниневии в таком же покаянии возглавлял кающийся народ «от большого из них до малого» (Иона 3:5-6,8). Пророки пишут о желании Бога, чтобы покаяние выражалось именно так (Исаия 32:11; Иеремия 4:8; Иоиль 1:13), и Сам Иисус говорит об этом, когда провозглашает горе городам, отвергшим Его чудеса (От Матфея 11:21; От Луки 10:13). Когда человек облачается во вретище, сидит на пепле и посыпает им голову, отказываясь от подкрепляющей силы и приносящей удовольствие пищи, такие действия символизируют согласие с выдвинутым против него обвинением и искреннее желание получить прощение.

Отзывчивое лицо и отзывчивое сердце – взаимосвязанные грани образа покаяния, и в Писании одобряются оба эти средства выражения истинности покаяния. Давид замечает, что сокрушенный дух угоден Богу в истинном покаянии (Псалтирь 50:19). Пророк Иеремия с огорчением пишет, что непокаявшиеся лица сделались «крепче камня» (Иеремия 5:3); развратители сравниваются с медью и железом, а Бог – с плавильщиком металлов (Иеремия 6:27-29). В отзывчивых лицах отражаются отзывчивые, покаянные сердца, стремящиеся войти в Божье присутствие, поэтому пророк судит о непокаянии по лицам, которые он видит. О необходимости быть мягким и податливым свидетельствуют слова Давида, когда он говорит о своей готовности к очищению Богом (Псалтирь 50:4,9).

Новая ревность по Богу. Ревностное желание характеризует тех, кто не хочет упустить возможность испытать присутствие Бога (Откровение 3:19), и это ревностное желание отражается в образах покаяния. В энергичной, но мягкой манере Давид прямо просит о постоянном общении с Богом: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалтирь 50:13). Давид сознает, что из-за своего греха он утерял «радость спасения» (Псалтирь 50:14).

Пророки и новозаветные авторы разделяют упование Давида, что покаяние приносит новое осознание близости Бога. Исаия пишет об обетовании, что «придет Искупитель Сиона... обратившихся от нечестия» (Исаия 59:20), а Иеремия напоминает читателям, что результатом прощения будет обновленное общение с Богом благодаря восстановлению служения Ему (Иеремия 15:19). Лука пишет, что ангелы радуются об истинно покаявшемся человеке (От Луки 15:7), и призывает покаяться, чтобы пришли «времена отрады от лица Господа» (Деяния 3:19-20). Покаяние сопровождается вновь обретенным желанием испытать присутствие Бога. В конечном счете непокаявшийся будет вечно отделен от Бога, и это служит наиболее полным определением смерти (Иезекииль 18:32; Осия 11:7).

Люди каются часто, но их покаяние бывает поверхностным. В новозаветных образах покаяния человека подчеркивается необходимость изменения отношения к своим действиям или выражения глубокой печали по их поводу. Тогда как авторы Деяний и посланий призывают к подлинному покаянию и характеризуют его (напр., Деяния 3:19; К Римлянам 2:4-5; 2-е Коринфянам 7:10-11), в евангелиях приводятся яркие примеры кающихся людей, особенно в притче о блудном сыне (От Луки 15:11-24) и в рассказе о Закхее (От Луки 19:8). Во всех рассказах кающийся претерпевает разительное и немедленное преобразование, в результате которого в его жизни тоже происходят глубокие изменения. В каждом случае окружающие, которым изменение в кающемся кажется маловероятным или вообще невозможным, испытывают чувство удивления или даже раздражения. В каждом из этих образов покаяния подчеркивается непреодолимая природа благодати и показывается, что подлинное покаяние может происходить в самых невероятных местах и всегда связывается с обильной мерой благодати.

Изменение поведения. Изменение поведения – самое заметное проявление покаяния. Тогда как нежелание воздать Богу славу свидетельствует о непокаянии (Откровение 16:9), большие успехи в новом направлении служат самым верным показателем покаяния. Воззвав к Богу, Давид сразу же намечает план действий: «Научу беззаконных путям Твоим», чтобы они покаялись, и «уста мои возвестят хвалу Твою» (Псалтирь 50:15-17). В его ревностном тоне проявляется решимость приложить все силы, чтобы внутреннее раскаяние вылилось во внешнее изменение. Изменение поведения пророки считают критерием подлинного покаяния; их послания переполнены призывами «отвратиться от идолов» (напр., Иезекииль 14:6; 18:30). В Новом Завете эту мысль выражают Лука и Иоанн. В рассказе о блудном сыне Лука говорит о новых планах, которые строит сын после признания своего греха (От Луки 15:11-24); мы видим также потрясающее решение Закхея, продемонстрировавшего свое покаяние возвратом вчетверо добра, нажитого нечестным путем, когда он был мытарем (От Луки 19:8). О Симоне волхве читаем, что его отношение к силе Духа должно полностью измениться (Деяния 8:22); Лука отмечает, что Павел побуждал делать «дела, достойные покаяния» (Деяния 26:20). В обращении к семи церквам в Откровении Иоанн характеризует покаяние как необходимость «творить прежние дела» (Откровение 2:5). Осознание греха, сожаление об отделении и стремление вернуться в Божье присутствие наряду с изменением поведения изображаются этапами подлинного покаяния.

Божье раскаяние. Взаимосвязь с нами Бога демонстрируется в Библии образами Божьего раскаяния. В рассказе о Ное показано раскаяние Бога в Своих делах по сотворению мира, приведших к появлению зла. Увидев развращение людей в поколении Ноя, Бог «восскорбел» и «раскаялся» в том, что создал людей (Бытие 6:7). Помимо этого, в Ветхом Завете есть несколько примеров Божьего раскаяния в разрушительных делах, предпринятых для наказания зла (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). В конце 2Царств, например, Бог раскаивается, что послал на Израиль язву в виде ангела, поражавшего народ. Увидев результаты бедствия – семьдесят тысяч умерших, – Бог остановил ангела на полпути, когда он был у гумна Орны Иевусеянина. Попросив у Бога милости, Давид купил гумно и соорудил жертвенник. Бог проявил твердость в Своем раскаянии и прекратил поражение (2-я Царств 24:15-25).

Получив от Илии предупреждение о грядущем Божьем суде, Ахав покаялся, и Бог передумал и не стал наводить на него бедствие (3-я Царств 21:27). А в Книге Ионы своенравный пророк предупреждает Ниневию о намерении Бога разрушить ее. Царь Ниневии провозглашает покаяние и сам показывает пример в надежде на то, что и произошло на самом деле: Бог меняет решение и раскаивается в Своих планах в ответ на изменение позиции Ниневии.

В каждом из этих примеров Бог отказывается от задуманной линии действий и избирает другую. В изменении принимаемых Богом решений выражаются чистота Его природы, святость и связанный с ней гнев за грех и, в то же время, Его безграничная милость и любовь, уравновешивающие и смягчающие тяжелую руку справедливого наказания.

См. также: БЛУДНЫЙ СЫН, ВИНА, ГРЕХ, ГРЕШНИК, ЛИЦО, МОЛИТВА, МЯГКОСТЬ, НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗКИЙ ПОВОРОТ, ПЕПЕЛ, ПЛАЧ, ПОСТ, СЕРДЦЕ.

ПОКИНУТОСТЬ. См. ОСТАВЛЕНИЕ.