ПОВЕШЕНИЕ (HANGING) Словарь библейских образов

До римских времен казнь через повешение (с петлей на шее) применялась редко. Два отмеченных в Библии очевидных случая смерти через повешение были самоубийствами: Ахитофел (2-я Царств 17:23) и Иуда (От Матфея 27:5). Упоминания в Книге Есфирь о виселицах и повешениях (Есфирь 2:23; 5:14; 6:4; 9:13–14, 25) надо понимать как пригвождение к остроконечному колу – излюбленный метод казни ассирийцев и персов (Ездра 6:11). Точный способ казни фараонова хлебодара неизвестен, но под повешением имелось, по-видимому, в виду выставление тела напоказ после казни (ср. 1-я Царств 31:10).

Убитые тела вешали на деревьях или столбах (обычно за руки, Плач Иеремии 5:12). Такое повешение совершалось с целью выставления тела для публичного осмеяния – оно символизировало позор человека и его отвержение Богом. Срок повешения должен был ограничиваться одним днем (Вт. 21:23). В качестве примера можно привести пять аморрейских царей, повешенных Иисусом Навином (Иисус Навин 10:26), и тела Саула и Ионафана, триумфально выставленные на всеобщее обозрение филистимлянами (2-я Царств 21:12).

Павел использовал этот образ для демонстрации искупительной цели смерти Христа: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: “проклят всяк, висящий на древе” (К Галатам 3:13; крест назван древом также в Деяния 5:30; 10:39). Крик отчаяния Христа (От Матфея 27:46) указывает на действительное, хотя и временное отвержение Богом Отцом. Смерть Иисуса сопровождалась также впечатляющим отвержением Его глумящейся толпой (От Луки 23:35). Никто не мог пасть ниже публично повешенного. Как мог Бог подвергнуть Своего Сына такому бесчестью? Новозаветные авторы делают вывод: Божья любовь снизошла до такого уровня, что человечество смог искупить даже униженный.

См. также: KPECT, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОКЛЯТИЕ.

ПОВИНОВЕНИЕ. См. Послушание.

ПОВОРОТ. См. НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.