ПЛУТ (TRICKSTER) Словарь библейских образов

Плут – человек, который пытается улучшить свое положение или просто выжить, обманывая других. Этот тип распространен в фольклоре, и в греческой литературе представлен в образах троянского коня, переломившего ход осады, и Одиссея, прославившегося своей хитростью и умением обмануть соперников во время десятилетнего путешествия домой. В Библии также есть несколько известных плутов. Вообще в литературе плут – либо комическая фигура, нарушающая строгий общественный порядок под аплодисменты зрителей, либо герой, одерживающий победу над угнетателями. Образ вызывающего симпатии плута представлен и в Писании, однако ярче в Библии подчеркнут противоположный мотив, когда плут навлекает на себя Божий суд своим греховным поведением.

Иаков – первый плут в Библии. Сначала он, воспользовавшись голодом своего брата, покупает первородство за чашку похлебки (Бытие 25:33). Потом с помощью матери обманывает слепого Исаака и крадет благословение, предназначенное для Исава (Бытие 27:28-29). Спасаясь от вполне справедливого гнева брата, Иаков отправляется в Харран, на родину предков, где влюбляется в Рахиль, дочь своего дяди Лавана, который оказывается достойным противником. После свадебного пира Лаван обманывает Иакова, который думает, что женится на Рахили, а наутро обнаруживает, что на самом деле женился на Лии (Бытие 29:25). Нам следует видеть в этом справедливое наказание, постигшее Иакова за то, что ранее он воспользовался аппетитом брата для собственной выгоды. Дуэль между двумя плутами продолжается, когда они договариваются, что Иаков может взять себе в качестве платы менее распространенных пятнистых животных из стада, после чего Лаван немедленно отсылает всех таких животных прочь. В ответ Иаков пытается повлиять на размножение животных, чтобы получить пятнистое потомство (Бытие 30:37-43). Последняя его выходка в отношении тестя – бегство вместе с семьей и имуществом, пока Лаван отсутствовал, стриг овец (Бытие 31:17-21). Нам не следует отметать скрытый юмор этой истории о плутах, которые пытаются перехитрить друг друга и друг друга стоят.

На страницах Книги Бытие есть и другие плуты, хотя некоторые из них менее успешны, чем Иаков. Патриархи выдают своих жен за сестер перед иноземными царями: Авраам делает это дважды (Бытие 12:10-20; 20), а Исаак – один раз (Бытие 26:6-11). В случаях с Авраамом Бог навлекает на царя бедствие, и во всех трех случаях царь справедливо упрекает плута. Более успешен обман Иосифа: после того как сыновья обманывают Иакова (утверждая, что Иосифа растерзал дикий зверь), Иосиф в ответ скрывает свое имя от братьев и манипулирует ими – все ради искупительной цели воссоединения семьи (включая Вениамина). Сюда можно отнести и мрачную историю об обмане: братья Дины, чтобы отомстить за ее изнасилование, требуют от всех мужчин Сихема сделать обрезание и нападают на них, пока те не оправились от операции (Бытие 34).

В Книге Судей есть и другие примеры такого рода. Находчивый Аод обманом убивает иноземного царя-угнетателя Еглона (Книга Судей 3:15-25). Аод достаточно изобретателен, чтобы самостоятельно изготовить меч в то время, когда израильтянам было запрещено обрабатывать железо; добиться личной аудиенции у царя; скрыть свое оружие, держа его справа, чего никто не ожидал (он был левшой); воткнуть свое оружие в толстый живот Еглона; закрыть двери в царские покои, чтобы выиграть время для бегства, пока царские слуги ждали; и собрать армию, чтобы довершить победу. Самсон тоже часто выступает в роли плута, когда использует свою силу, играя в игры с филистимлянами (Книга Судей 1416), хотя в конечном итоге Далида обманывает его и узнает секрет его силы. В Книге Судей, полной историй об избавлениях, обман – часть военного арсенала израильтян, защищающихся от врагов.

В истории Ветхого Завета есть и другие примеры обмана. Когда жители Гаваона узнают об успехах Иисуса Навина в Иерихоне и Гае, они обманывают Иисуса, притворившись жителями далекой страны, желающими заключить мирный завет (Иисус Навин 9). Давид также выступает в роли умелого плута. Он ранит самолюбие Саула, отрезая край его плаща и похищая его кувшин и копье, но сохраняя ему жизнь (1-я Царств 24;26). Он убегает от Саула с помощью Мелхолы, которая кладет в его постель козью кожу (1-я Царств 19:11-17), и успешно выдает себя за безумца перед царем Гефа, пуская слюни (1-я Царств 21:10-15). Но заставить Урию провести ночь с Вирсавией Давиду не удается (2-я Царств 11:6-13), и он посылает Урию на смерть (2-я Царств 11:14-25), что приводит к Божьему суду над Давидом, кульминация которого – уловка Нафана, побуждающего царя произнести приговор самому себе (2-я Царств 12:1-15).

В Библии много и таких историй, где в роли плута выступает женщина. Вдова Фамарь обманывает Иуду и вступает с ним в связь, чтобы заставить воспитать ее детей (Бытие 38). Повитухи обманывают фараона, сохраняя жизнь еврейским мальчикам (Исход 1:15-21), а мать Моисея (с помощью своей дочери) обманом создает ситуацию, в которой ей платят за заботу о собственном сыне (Исход 2:1-9). Иаиль притворяется гостеприимной, чтобы убить спасающегося бегством Сисару (Книга Судей 45). Руфь застает врасплох Вооза: ложится рядом с ним на гумне и, когда он просыпается ночью, предлагает жениться на ней (Руфь 3:6-13). Мы можем также обратить ваше внимание на то, как на следующее утро Вооз у городских ворот, пользуясь моментом, убеждает своего соперника в том, что брак с Руфью – невыгодная сделка, которую тот не может себе позволить (Руфь 4:1-6).

Хоть мы и колеблемся, помещая Иисуса среди плутов Библии, у Него есть общие черты с данным типом, и в некоторых местах евангелий присутствует аура историй об обмане. Ирод пытается обмануть волхвов и узнать от них местоположение родившегося нового царя, но они обманывают его, вернувшись в свою родную страну другой дорогой (От Матфея 2:1-12). Во время искушений в пустыне сатана и Иисус обмениваются загадками, используя отрывки из Ветхого Завета (От Матфея 4:1-11; От Луки 4:1-13). Разговоры Иисуса с фарисеями также иногда напоминают поединки состязающихся в остроумии, в которых каждая сторона пытается перехитрить другую и в которых Иисус неизбежно побеждает соперников, заставляя их замолчать. Враги Иисуса насмехаются над Ним во время своего временного триумфа в момент распятия, но, воскреснув, Иисус обманывает сатану и все силы зла, пытающиеся помешать Ему выполнить искупительный замысел.

Фактически, в Библии больше историй об обмане, чем мы обычно замечаем. Иногда это героический обман, который используется Богом для победы над злодеями и достижения добра. Иногда это обман эгоистичный, ведущий к поражению в мире, управляемом Богом, Которого человеку не перехитрить.

См. также: ИАКОВ, НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ, ОБМАН.

Библиография: S. Niditch, Underdogs and Tricksters: A Prelude to Biblical Folklore, San Francisco: Harper & Row, 1990.