ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ (FRUIT, FRUITFULNESS) Словарь библейских образов

Не считая примерно трех десятков упоминаний о плодоносности и плодородности, слово плод в современных переводах встречается более двухсот раз. Можно выделить три основных значения: 1) плод в современном понимании как конкретный пищевой продукт, связанный с определенными плодовыми деревьями (Бытие 1:11; Неемия 9:25; Псалтирь 148:9; Екклесиаст 2:5; Исаия 17:6), 2) съедобный плод с любого дерева или растения, произведения земли (Бытие 3:2-6; Исход 10:15), 3) в метафорическом смысле – последствия каких-то действий, в том числе появление потомства в результате половых отношений.

В Библии плод изображается либо хорошим, либо плохим. В Нагорной проповеди Иисус заявил: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (От Матфея 7:17-19; От Луки 6:43; см. также От Матфея 3:10; От Луки 3:9). Такая двойственность проявилась уже в Едемском саду. В плоде с запретного дерева, удовлетворившего аппетит человека, в то же время выразилась потенциальная возможность привнести смерть во все творение. Первородный грех заключался в том, что Ева ела плоды с запретного дерева и предложила их своему мужу, который тоже ел их (Бытие 3:6). Но следствием вкушения этих плодов стали осознание своего позора (Бытие 3:7; ср. Бытие 2:25), боль, страдание и, в конечном счете, смерть (Бытие 3:16-19). Здесь мы, без сомнения, видим архетип худого плода в человеческой жизни.

В образе запретного плода выражается оттенок сверхъестественного, и то же самое относится к плоду в небесном раю, появляющемуся в конце Библии. Через новый Иерусалим течет «река воды жизни», и по обеим сторонам реки стоит «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Откровение 22:1-2; ср. Иезекииль 47:12). Его плоды исцеляют народы, служат символом жизни с избытком и изменения положения, к которому привело грехопадение в Бытие 3. Здесь мы, без сомнения, видим архетип доброго плода в человеческой жизни.

Плоды как образ изобилия. Изобилие плодов символизирует богатство творческой работы Бога. Сотворенный Богом мир отличался чрезвычайной плодородностью с «деревьями плодовитыми, приносящими по роду своему плод» (Бытие 1:11-12) и со «всяким деревом, у которого плод древесный, сеющий семя» (Бытие 1:29). Иеремия соединяет три самых выразительных ветхозаветных образа богатства, перечисляя «вино, и летние плоды, и масло» (Иеремия 40:10,12).

Как образ изобилия и Божьего благословения плоды занимают видное место в описаниях преимуществ обетованной земли, которая неоднократно изображается необычайно плодоносной (Исход 3:8; Числа 13:27-28; Вт. 8:8). Вернувшиеся соглядатаи в качестве доказательства ее желанности принесли «плоды земли» (Числа 13:27). Плодородность земли связывалась с соблюдением завета. В случае послушания Израиль мог рассчитывать, что Бог сохранит плодородие земли: «И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта» (Левит 25:19). Ожидалось благоденствие (3-я Царств 4:25). Плодовые деревья нельзя было уничтожать даже во время войны (Вт. 20:19–20). Когда Неемия напоминал о преимуществах обетованной земли, в нарисованной им картине фигурировали «виноградные и масличные сады, и множество дерев с плодами для пищи» (Неемия 9:25). Непослушание, в свою очередь, вело к Божьему суду над землей Израиля (Иеремия 4:26), как и над землями других народов (напр., Исаия 10:18; Иеремия 48:33).

Кроме того, плодами изображаются дети (Бытие 30:2; Вт. 7:13; Псалтирь 20:11; Исаия 13:18; Михей 6:7; От Луки 1:42) и потомство животных (Вт. 28:4, 11; 30:9). Плодовитость человека – одновременно обетование (Бытие 17:6; 28:3; 48:4) и заповедь Бога (Бытие 1:22,28; 8:17; 9:1, 7). В этом смысле жену можно назвать «плодовитой лозой» (Псалтирь 127:3). Дети же – «плод чрева» и как таковые «наследие от Господа» (Псалтирь 126:3). Понимание плода как высшего образа земного изобилия нашло выражение в словах Моисея: «С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей» (Вт. 30:9; ср. Вт. 28:11).

Первые плоды. Видное место плоды занимали и в ветхозаветных обрядовых законах. Первые три года плодовые деревья считались нечистыми. Урожай четвертого года, рассматривавшийся как первые плоды, принадлежал Господу (см. ПЕРВЫЙ). С пятого года плоды можно было есть.

Поскольку Богу, в конечном счете, принадлежит все, первый сбор урожая приносился Ему (напр., Исаия 28:4; Иеремия 24:2; Михей 7:1). То же самое распространялось на детей и на животных (Исход 13:2-16; Числа 3:12-16). Этот образ как метафора используется также в отношении Израиля (Иеремия 2:3). Употребление в пищу первых плодов наряду с остальным урожаем считалось кощунством, ибо к ним относились как к священным (Левит 19:23-25; ср. Вт. 20:6; 28:30; Иеремия 31:5; Неемия 10:35-36).

Воскресение Иисуса изображается Павлом как воскресение «первенца из умерших» (1-е Коринфянам 15:20,23), и при этом явно имеется в виду как хронологическое первенство, так и ожидание мессианского изобилия. Святой Дух тоже назван «начатком» (К Римлянам 8:23). Это можно сравнить с образом Духа как «залога» (2-е Коринфянам 1:22; К Ефесянам 1:13-14) последующего прибавления.

Метафорические образы. Последствия, к которым приводят определенные дела, часто изображаются плодами (Иеремия 17:10). Творение есть плод дел Бога (Псалтирь 103:13). В позднем иудаизме праведник описывался человеком, приносящим добрые плоды (Пр. 31:31; Исаия 3:10), а нечестивый – дурные плоды (Пр. 1:31; Иеремия 6:19; 21:14; Осия 10:13; Михей 7:13). Язык может приносить как хорошие, так и злые плоды (Пр. 12:14; 18:20). Уклонение в ересь ведет к бесплодию (Иуды 1:12). Молитва и поклонение, напротив, изображаются метафорически плодом уст (напр., Пр. 12:14; 13:2; 18:20; Исаия 57:19 {«исполню», евр. «сотворю плод»}; К Евреям 13:15).

В ветхозаветной литературе мудрости принесение плода выглядит архетипом праведной жизни. Тон задается в Псалтирь 1:3, где благочестивый человек сравнивается с «деревом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (ср. Иеремия 17:7-8). В Новом Завете, особенно у Матфея, такого рода образы черпаются из литературы мудрости. Иоанн Креститель призывает сотворить достойный плод покаяния и предупреждает, что бесплодное дерево будет срублено и брошено в огонь (От Матфея 3:8-10). Такую оценку подтвердил и Сам Иисус, указавший, что лжепророков можно различить так же, как различают деревья, – по их плодам (От Матфея 7:15-20; ср. От Матфея 12:33). Семя, посеянное на доброй земле, приносит необычайно большие плоды (От Матфея 13:23). В конечном счете, Царство будет принадлежать народу, приносящему его плоды (От Матфея 21:43). На той же традиции литературы мудрости основывается и Иаков (Иакова 3:17).

Павел пользуется образом получения плода для изображения результатов своего служения (К Римлянам 1:13). В глазах Павла постоянство в жизни приносит плод делу (К Филиппийцам 1:22). Благовестие, как и праведность, приносит плоды (К Колоссянам 1:6,10). Что касается поведения человека, Павел, вторя литературе мудрости, пишет о «чадах света» и о «бесплодных делах тьмы» (К Ефесянам 5:8 и далее). В Послании к евреям говорится, что наказание «наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (К Евреям 12:11).

Плодородие в прямом смысле зависит, разумеется, от достаточного количества воды. Поэтому вода служит яркой метафорой Духа (Иезекииль 47:1-12; От Иоанна 7:37-39).

В К Галатам 5:22-23 Павел использует образ «плода духа» для изображения работы Божьего Духа в отличие от «дел плоти» (К Галатам 5:17-21). В этом отрывке Павел противопоставляет естественным образом развивающийся плод Божьего Духа греху, возникающему в результате человеческих дел в отрыве от Бога.

Терния и волчцы появляются после осквернения Едемского сада грехом (Бытие 3:17-19). Они служат символом вмешательства сил необузданной природы. Они могут быть следствием нерадивости (Пр. 24:30– 31) или произведенного над городом суда (Исаия 34:13). В любом случае творение не подчиняется человеческому контролю. Определенное представление о том, как обстояли бы дела, не будь греха, дают чудеса, совершенные Иисусом с природными явлениями (напр., От Марка 4:35-41; 6:30–44; От Иоанна 2:1-11; ср. К Евреям 2:8-9). В метафорическом смысле бесплодность подавляет духовную жизнь и жизненную силу (напр., От Марка 4:7,1819). Исаия пишет о неспособности Израиля принести достойный плод (Исаия 5:2,4). Бесплодная смоковница, символизировавшая Израиль, была проклята Иисусом (От Марка 11:12-14,2025; От Матфея 21:18-22). Нездоровые последствия идолопоклонства и несправедливости называются «полынью» – растением, известным своими горькими и ядовитыми плодами (Вт. 29:18; Амос 5:7 {«в отраву»}; 6:12 {«горечь»}), которая могла разрастись по всему Израилю.

См. также: ВИНОГРАД, ДЕРЕВО, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЖАТВА, ИЗБЫТОК, ПЕРВЫЙ, ПИЩА, САД, СМОКВА.