ПЛЕШИВОСТЬ (BALDNESS) Словарь библейских образов

«Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом» (2-я Царств 14:25). В следующем стихе говорится, что одна из основных причин такого восхищения им заключалась в его густой шевелюре. Равно как белые волосы – важный элемент, характеризующий Ветхого днями (Даниил 7:9) и воскресшего Иисуса (Откровение 1:14).

С другой стороны, отсутствие волос на голове служило поводом для насмешек. Язвительное обращение к Елисею «иди, плешивый!» (4-я Царств 2:23) было для него, несомненно, оскорблением, хотя и не ясно, чем объяснялась его плешивость: естественным выпадением волос или выбритой тонзурой. Кроме того, в Библии показано, что стрижка волос на голове служила выражением скорби (напр., Иеремия 16:6) или свидетельством Божьего суда как над Своим собственным народом (напр., Исаия 3:17,24; 7:20; 22:12; Иезекииль 7:18; Амос 8:10; Михей 1:16), так и над его врагами (напр., Исаия 15:2; Иеремия 47:5; 48:37; Иезекииль 27:31; 29:18). В стихе Михея показан образ орла, своей полинявшей головой резко отличающегося от других украшенных перьями птиц.

Священникам брить голову в знак скорби было запрещено на том основании, что тем самым они могут осквернить свое святое призвание и «бесчестить имя Бога своего» (Левит 21:5-6; Иезекииль 44:20). Той же причиной объясняется запрет во Вт. 14:1 святому народу Божьему выстригать волосы над глазами «по умершем».

Отращивание волос было одним из условий назорейского обета (Числа 6:5). Эти волосы рассматривались как посвящение Господу (Числа 6:7) и должны были остригаться по завершении обета (Числа 6:18) или в том случае, если они осквернятся случайно (напр., если кто-то умрет в присутствии назорея). Феноменальная сила Самсона, самого известного в Библии назорея, была связана с длиной его волос (Книга Судей 16:17-22). Павел и его спутники стригли головы в обрядовых целях (Деяния 18:18; 21:24).

См. также: ВОЛОСЫ.