ПЛЕВОК (SPIT) Словарь библейских образов

Образ плевка, в сочетании с родственными образами слюны, блевотины и рвоты, свидетельствует о большой гибкости образного языка Библии. Из тридцати трех случаев использования данных образов только семнадцать относятся к реальным плевкам или рвоте; в остальных случаях – они используются исключительно в переносном смысле. А из семнадцати буквальных упоминаний только три не имеют дополнительной образной ценности: Иона 2:11 (хотя даже здесь тот факт, что рыба исторгла из себя Иону, может указывать на презрение) и Пр. 23:8; 25:16. Анализ переносных значений показывает, что они весьма разнообразны.

Десять из буквальных упоминаний о плевках обозначают публичное оскорбление. Плюнуть кому-либо в лицо – крайнее оскорбление или выражение презрения (например, Вт. 25:9), на которое жаловался Иов (Иов 17:6; 30:10) и которому подвергался Иисус (От Матфея 26:67; 27:30 и т.д.). С этим связан мотив плевков и рвоты как действий, указывающих на неприятие и отвращение. Такая реакция желудка как рвота и такое действие рта – как плевок стали ярким образом отвержения. Бог выплюнет лаодикийцев (Откровение 3:16), а земля выплюнет {«свергнет»} Израиль, если народ не будет повиноваться (Левит 18:28; 20:22).

В других местах плевки и рвота связаны с безумием. Когда Давид позволил слюне течь по своей бороде (1-я Царств 21:13), это была уловка, помогшая ему избежать плена. В библейском мире валяние в блевотине было ярким образом для описания безумца (Пр. 26:11) или духовно несостоявшегося человека (Исаия 19:14; 28:8; Иеремия 48:26). С этим связан образ лжеучителей, которых Петр сравнивает с собаками, возвращающимися к собственной блевотине (2-е Петра 2:22).

Однако образ слюны не только отрицательный, потому что упоминаются и ее целебные свойства (см. БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ). Во время некоторых чудес исцеления Иисус использовал слюну (От Марка 7:33; 8:23; От Иоанна 9:6), что соответствует иудейским и эллинистическим верованиями в ее целительные свойства.

См. также: РВОТА, РОТ.

ПЛЕН. См. Изгнание.