ПИТЬЕ (DRINK, DRINKING) Словарь библейских образов

В переносном смысле образ питья используется в Писании для выражения мысли о приобщении к чему-то или об испытании чего-то. Так, о сокрушенном духом можно сказать, что он пьет яд (Иов 6:4), сокрушенный сердцем может пить слезы (Псалтирь 79:6), возлюбленные могут упиваться нежностями и любовью (Пр. 7:18; Песни Песней 5:1), а земля пьет дождь (Вт. 11:11; К Евреям 6:7).

Вкушение вина на вечере Господней символизирует приобщение к благам, которые дала нам Его смерть (От Матфея 26:27; От Иоанна 6:53-56; 1-е Коринфянам 10:16; 11:25–29). И когда люди пьют или едят вместе, тем самым демонстрируются узы, связывающие тех, кто принимает участие в общем занятии. Тот факт, что на вечере Господней все пьют из одной чаши, служит символом общения как с Господом, так и с другими христианами. Такое общение, предупреждает нас Павел, не совместимо с идолопоклонством любого рода (1-е Коринфянам 10:21). Кроме того, коль скоро в христианах пребывает один Святой Дух, они разделяют общий духовный опыт и можно сказать, что все напоены одним Духом (1-е Коринфянам 12:13).

В некоторых случаях питье связывается со склонностью к дурному. О людях говорится, что они могут пить беззаконие (Иов 15:16), глумление (Иов 34:7) или хищение (Пр. 4:17 {«терпит» соответствует евр. «пьет»}). Нечестивые, пившие символически кровь святых, в последние дни будут обречены пить воду, обращенную в кровь, – напоминание о бедствии, посланном на египтян (Откровение 16:6).

Испить из чаши, протянутой Господом, значит принять свой жребий. Эта метафора часто используется в пророческих писаниях для изображения плачевного конца нечестивых. У них нет другого выбора, кроме как испить из чаши Божьего суда и гнева (Иов 21:20; Псалтирь 74:9; Исаия 51:22; Иеремия 25:15-26; 49:12; Иезекииль 23:32-34; Авдий 1:16; Аввакум 2:15-16; Откровение 14:8,10). Тот же образ использовал Иисус, заявив о Своей готовности выполнить предназначенное для Него Отцом, в том числе принять страдания на кресте (От Матфея 26:42; От Иоанна 18:11). Его ученики явно не вполне понимали, что Он имел в виду, когда сказали Ему, что тоже могут испить ту же чашу, хотя тем самым невольно предрекли собственную мученическую судьбу (От Матфея 20:22-23; От Марка 10:38-39).

Питье может быть также занятием, приносящим удовлетворение и восстановление сил (Псалтирь 109:7). Народ Божий изображается сосущим груди кормящей матери (Исаия 60:16; 66:11). Пользоваться благословениями царства – все равно что пить новое вино, ради которого иудеи неохотно отказывались от старых обычаев (От Луки 5:39). Именно поэтому Иисус призывал духовно жаждущих приходить к Нему и пить (От Иоанна 4:9-14; 7:37–39; Откровение 21:6).

Среди других случаев, связанных с питьем, можно отметить отказ Давида пить воду, ради которой его люди рисковали жизнью, поскольку это было бы равнозначно утолению жажды их кровью (1-я Паралипоменон 11:17-19). Языческий провидец Валаам сравнил непреоборимое продвижение израильтян с поведением льва или львицы, захватывающих добычу и пьющих кровь жертв (Числа 23:24). Бесполезные союзы Божьего народа с Египтом или Ассирией изображаются как попытки пить воду из Нила или из Евфрата (Иеремия 2:18). Потенциальный прелюбодей получает совет пить воду из своего водоема (Пр. 5:15).

См. также: ВИНО, ВОДА, ЕДА, ЖАЖДА, МОЛОКО, НЯНЬКА, ОПЬЯНЕНИЕ, ЧАША.