ПЕЧАТЬ (SEAL) Словарь библейских образов

Разные значения образа печати показаны в Книге Иова. Наложение Богом печати на звезды символизирует Его власть (Иов 9:7). Бог запечатлевает Свое наставление для его сохранения (Иов 33:16). Способность Бога изменять вещи сравнивается с образом глины под печатью (Иов 38:14), а крепкие щиты левиафана скреплены твердой печатью, закрывающей его внутри (Иов 41:7). Этот последний образ заграждения используется также в рассказах о Данииле, запечатанном в львином рву, и об Иисусе, запечатанном в гробу (Даниил 6:17; От Матфея 27:66), чтобы они не могли выйти. На сатану была наложена печать, чтобы он не мог больше никого прельщать (Откровение 20:3).

Печать на письме удостоверяет подлинность полномочий отправителя (3-я Царств 21:8; Есфирь 3:12; 8:8–10), и тем самым образ метафорически связывается с подлинностью. Обрезание Авраама было печатью праведности (К Римлянам 4:11). Свидетель ставит свою печать на истинности Бога, а Отец «положил Свою печать» на Сыне (От Иоанна 3:33; 6:27). Люди становятся печатями, удостоверяющими апостольство Павла (1-е Коринфянам 9:2), а он несет в Иерусалим из Македонии подаяние как подтверждающую печать (К Римлянам 15:28 {«верно доставив» = запечатав}). Иеремия выражает эту символику покупкой поля с проставлением печати на документе как свидетельством будущего восстановления Израиля Богом (Иеремия 32:6-44).

Печать служит также символом власти. Печать, поставленная перстнем царя, придает документу силу самого царя; незаконное вскрытие запечатанного царем письма означает вызов его власти. В некоторых случаях власти, символизируемой печатью, придается духовное значение: Павел пишет, что Божье основание для верующего представляет собой двойную печать – Господь знает Своих, и Он повелевает им отступить от неправды (2-е Тимофею 2:19).

На Ближнем Востоке люди носили перстни с печаткой на пальцах (Бытие 41:42; Иеремия 22:24) или цилиндрические печати на перевязи (Бытие 38:18; Пр. 3:3), удостоверяющие их личность или собственность (наподобие гербового щита или украшения), поэтому невеста в Песни песней просит своего возлюбленного положить ее как печать на свою руку (палец) и на сердце (Песни Песней 8:6). Таким образом выражается ее желание постоянства в любви и одновременно мысль о близости (печать всегда рядом) и востребованности (жених ставит свою возлюбленную как официальную печать на сердце).

С запечатыванием порой связываются образы сохранения тайны. Даниил получил предписание сокрыть Божьи слова, запечатав книгу (Даниил 12:4) до последнего времени (Даниил 12:9). Аналогичное указание получили Исаия и Иоанн (Исаия 29:11; Откровение 10:4 {«скрой»}). Однако далее в Откровении послание уже не запечатывается (Откровение 22:10), чтобы оно было понято верующими. В образе запечатанной книги в Откровении подчеркивается достоинство Агнца (Откровение 5:1-2,5,9). Когда семь печатей с нее были сняты, в последующих событиях раскрылась Божья власть над природой и историей (Откровение 6:1-12; 8:1).

В образе запечатывания часто выражается мысль о верности (Иов 4:12). В Неемии соблюдение закона обеспечивалось тем, что было дано обязательство с приложением к нему печати (Неемия 9:38-10), а в Исаии Божий закон повелевается запечатать среди Его учеников (Исаия 8:16). В Божьих хранилищах запечатано Его обетование защищать Свой народ (Вт. 32:34); с другой стороны, Иов сетует, что Бог запечатал его беззакония (Иов 14:17).

Все эти значения – подлинности, собственности, тайны, достоинства, верности – сочетаются в образе запечатления Богом Своего народа (2-е Коринфянам 1:22). Отмеченные Божьей печатью люди защищены (Откровение 7:2-8; 9:4). Обещанный Святой Дух служит печатью и залогом, доказательством, что Божьи люди запечатлены на день искупления (К Ефесянам 1:13-14; 4:30).

См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ, ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, КОЛЬЦО, СВИТОК, СОБСТВЕННОСТЬ.