ПЕРВЫЙ (FIRST) Словарь библейских образов

Порядковое числительное «первый» начинает или открывает определенный ряд и относится к тому, что стоит впереди других по времени (самый ранний), порядку (в отличие от второго) или значению. По сути своей оно соответствует номеру «один», как в случае с первой рекой (Бытие 2:11) или первым днем (Бытие 8:5). При сборе урожая были «первые плоды» – начальное свидетельство будущих щедрот, – за которыми следовало все остальное. Что касается детей, в Библии часто упоминается о первенцах (напр., Бытие 35:23; 36:15; 38:6). Первенец – это первый ребенок, родившийся у родителей, будь то мужского (Бытие 27:19) или женского (Бытие 19:31) пола. В этом биологическом смысле Иисус был первым сыном Марии (От Луки 2:7).

Определение «первый» подразумевает начало чего-то – отсюда упоминания о первом месяце или дне (напр., Бытие 8:13; Исход 40:2) или о первом годе царствования (напр., 2-я Паралипоменон 29:3; 36:22; Даниил 1:21; 7:1). В качестве символа безупречного начала это первое состояние иногда представляется нормой высшей духовности (Иеремия 7:12). Возвращение к нему означает либо восстановление Божьего благоволения и благословения (Исаия 1:26; Иеремия 33:7,11), либо духовное возрождение (Откровение 2:4-5).

Первые плоды. В Ветхом Завете еврейские слова, переводимые как «первые плоды» или «начатки», относятся либо к части урожая, собранной в первую очередь (Неемия 10:35; Числа 13:21; Иезекииль 44:30), либо к лучшей его части (Числа 15:20; 2-я Паралипоменон 31:5). Бог установил принцип (и торжество) принесения Ему в жертву первых плодов урожая (напр., Исход 23:16,19; Левит 23:10,17,20) и начатков от стрижки овец (Вт. 18:4). Когда современники Неемии решили вернуться на пути Божьи, они восстановили практику принесения первых плодов Господу для оказания помощи священникам, служившим в Его доме (Неемия 10:35-37; 12:44). Мудрый наставник верил, что мудрость народа заключается среди прочего в том, чтобы почитать Господа начатками своего имения (Пр. 3:9). В выборе Богом Израиля начатком Своей жатвы, возможно, присутствовала идея о первом и лучшем (Иеремия 2:3).

Метафору начатка или первенца (араrсhe) Павел использовал при рассмотрении взаимосвязи между воскресением Христа и воскресением из мертвых (1-е Коринфянам 15:20,23). Христос – «первенец из мертвых» (1-е Коринфянам 15:20), и, подобно первым плодам урожая, в Нем выражаются предвкушение и гарантия последующей полной жатвы воскресения. Святой Дух тоже назван «начатком» в К Римлянам 8:23 (ср. с «залогом» Святого Духа во 2-е Коринфянам 1:22; 5:5; К Ефесянам 1:14), предвестником дарованной свыше небесной жизни в веке грядущем. Говоря о своих первых обращенных, Павел назвал их «начатками» (К Римлянам 16:5; 1-е Коринфянам 16:15) в том смысле, что они стали первыми плодами эсхатологической жатвы Бога среди народов.

Первенец. Первые сыновья имели особое значение, ибо они обеспечивали существование семьи в последующем поколении. Господь постановил, что Ему должны принадлежать не только первые плоды урожая, но и все первенцы, выходящие из чрева, от человека до скота (Исход 13:2,12; 22:29; 34:19; Числа 3:13). Тем самым Бог заявлял о Своих правах на будущее народа. Он установил процедуру выкупа, согласно которой израильтяне могли возвращать себе своих первенцев (Исход 13:13,15) посредством принесения первенцев чистых животных (то есть коров, овец или коз) в жертву Господу (Числа 18:15,17). Позднее Бог выделил для Себя левитов вместо первенцев Израиля (Числа 3:41,45; 8:18).

Рождение первым ставило ребенка в особое положение. Первенец получал двойную часть наследства отца (Вт. 21:17). Значение правильного определения первенца явствует из эпизода, описанного в Бытие 38:28, когда повивальная бабка, дабы не допустить ошибки, навязала красную нить на руку близнеца, который должен был первым выйти из утробы.

Символический смысл образ первенца приобретает благодаря постоянному упору на особое положение первого. Вилдад, один из друзей Иова, заметил по поводу его состояния: «Съест члены его первенец смерти» (Иов 18:13); при этом имелось в виду, что Иов столкнулся с сильнейшим, кого смерть только могла послать против него. Здесь мы видим, что образ первенца выходит за рамки буквального понимания «рожденного первым» и принимает значение первого по важности. Так, в Ветхом Завете говорится о «первых» из народов или правителей (Числа 24:20; Есфирь 1:14; Даниил 6:2 {«один» в значении «первый»}). Особое значение в этом отношении имеет Давид, о котором Бог сказал: «Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Псалтирь 88:28). Фактически Давид не был ни первым царем Израиля, ни первенцем своих родителей. В данном случае образ первенца указывает на положение, которое дал ему Бог, поставивший его первенцем.

Таким представлением объясняется, в частности, почему Иисус в К Колоссянам 1:15,18 назван первенцем. Иисус играет первостепенную роль в творении и воскресении, то есть в восстановлении Божьего сотворенного порядка (ср. 1-е Коринфянам 15:20,23; К Евреям 1:6; Откровение 1:5). Христос есть первый и последний (Откровение 1:17; 2:8; 22:13). Кроме того, хотя христиане предопределены быть подобными Его образу, Христос занимает превознесенное положение первородного среди братьев (К Римлянам 8:29). Подобно тому как Израиль был особым народом Бога, новозаветные авторы называют христиан «первенцами» (К Евреям 12:23; Откровение 14:4) и начатком Бога (Иакова 1:18).

Хотя положение первого в подавляющем большинстве случаев служит положительным указателем на главенство или первенство, в Библии есть неожиданные повороты, опровергающие представление о связанных с ним преимуществах. В Ветхом Завете так много историй о младшем брате, занимающем место старшего, что они становятся архетипом. Исаак превзошел Измаила, Иаков Исава, Иосиф своих десятерых старших братьев, Ефрем Манассию (Бытие 48:13-14), Давид своих братьев, Рахиль получила преимущество над Лией. К этому можно добавить парадоксальные слова Иисуса о первых, которые будут последними, и о последних, которые будут первыми (От Марка 9:35; От Луки 13:30; ср. От Луки 22:26).

См. также: ВОСКРЕСЕНИЕ, ЖАТВА, ПЛОД, СЫН, УСЫНОВЛЕНИЕ.

Библиография:

G. М. Burge, «First Fruits, Down Payment», DPL 300–301;

P.T.OBrien, «Firstborn», DPL 301–303.

ПЕРЕОЦЕНКА. См. Недооценка.

ПЕРСТЕНЬ. См. Кольцо.