ПАСХА (PASSOVER) Словарь библейских образов

Рассказ о Божьем избавлении израильских рабов от зависимости в Египте доходит до кульминационной точки в Исход 12, когда Бог «проходит мимо» домов израильтян и поражает всех египетских первенцев (см. ИСХОД). Это событие было настолько важным, что Бог повелел отмечать его ежегодно в течение недели праздника опресноков. Вечером накануне торжества израильтяне должны были разыгрывать многое из того, что произошло в Египте. Пасха служила для израильтян воспоминанием о самом значительном событии их ранней истории. Пасха и сейчас продолжает оставаться самым важным праздником в еврейском календаре.

Рассказ в Исход 12 рисует яркую картину того, что произошло на первую пасху в Египте. Автор выделяет несколько образов. Три из них имеют особенно важное значение для понимания смысла обряда, который народ должен был совершать. Во-первых, в десятый день месяца каждая израильская семья должна была выбрать годовалого агнца или козленка без порока. Через четыре дня его надо было принести в жертву. Во-вторых, надо было помазать жертвенной кровью «перекладину и оба косяка» дверей (Исход 12:7,22), чтобы воспрепятствовать «язве губительной» войти в дом и поразить первенцев (Исход 12:13,23). В-третьих, следовало испечь мясо и есть его с пресным хлебом, не ломая костей животного (Исход 12:8,46). Показательно, что эти действия во многом схожи с рассказом о посвящении священников из рода Аарона в Исход 29 и Левит 8. Там принесение в жертву овна, окропление его кровью и вкушение его мяса составляют основные элементы обряда посвящения, отделяющего священников как святых Богу. Хотя есть различия в деталях, те же самые элементы присутствуют в обряде пасхи. Жертва животного искупает грех людей, кровь на косяках дверей очищает находящихся внутри, а вкушение жертвенного мяса освящает тех, кто ест его. Участвуя в пасхе, люди посвящают себя как святой народ Богу (ср. Исход 19:6).

Распятие Христа совпало с праздником пасхи. Новозаветные авторы видели в этом глубокий смысл. В синоптических евангелиях (Матфея, Марка и Луки) тайная вечеря представлена как пасхальная трапеза (От Матфея 26:17; От Марка 14:12; От Луки 22:7-8), чем подчеркивается значение слов и дел Иисуса. Эта трапеза впоследствии отмечалась как вечеря Господня (1-е Коринфянам 11:23-33). В других местах смерть Иисуса сравнивается с пасхальной жертвой. На это указывается в Евангелии от Иоанна, где говорится о схожести смерти Иисуса с пасхальной жертвой, поскольку кость Его не сокрушилась (От Иоанна 19:36; ср. Исход 12:46). Еще более очевидной эта связь показана у Павла: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Коринфянам 5:7). Проводя аналогию между распятием Иисуса и Пасхой, новозаветные авторы подчеркивают искупительную природу Его смерти. Как и первоначальная пасхальная жертва, Его смерть искупает грех народа, Его Кровь очищает, а Его Тело освящает тех, кто вкушает их на вечере Господней.

См. также: АГНЕЦ, ЖЕРТВА, ИСХОД, КРЕСТ, СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, ТОРЖЕСТВА, УЖИН.

Библиография:

Т. D. Alexander, «The Passover Sacrifices /Sacrifice in the Bible», ed. RT. Beckwith and M. Selman (Carlisle, UK; Paternoster; Grand Rapids: Baker, 1995) 1–24;

J.B. Segal, The Hebrew Passover from the Earliest Times to A.D. 70 (London Oriental Series 12; London: Oxford University Press, 1963).