ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ (PASTURE) Словарь библейских образов

Пастбище – прежде всего пасторальный и сельский образ, вызывающий чувства, связанные с красотой, природой и сельским хозяйством. В западном воображении пастбища ассоциируются с миром зелени, как в неповторимом образе зеленых пажитей и тихих вод в Псалтирь 22:2. На подверженной засухе земле библейского мира вид высохших пастбищ служил образом страха, а не изобилия и безопасности (Иеремия 23:10).

К землям Израиля, пригодным для пастбищ, относились районы с богатой и пышной растительностью, такие как прибрежная равнина (1-я Паралипоменон 5:16 {«окрестности Сарона»}) и Галилея (Иисус Навин 21:32), а также достаточно засушливые пустынные районы, такие как иудейская пустыня (Амос 7:14) и Негев (Бытие 27:27-31). На пастбищах Израиля паслись овцы и козы (Бытие 29:7), ослы (Иеремия 14:6), крупный рогатый скот (3-я Царств 4:23) и верблюды (Иезекииль 25:5). Они служили также средой обитания диких животных, таких как олени (Плач Иеремии 1:6), шакалы (Иеремия 9:10-11), львы и медведи (1-я Царств 17:34). С современной городской точки зрения пастбище может казаться не имеющим особого значения местом, но в Древнем мире достаточные наделы земли и качественные пастбища были необходимым условием для процветания поселений (ср. Бытие 47:3-6; Иисус Навин 21:1-42).

Значение пастбищ для сельской экономики невозможно переоценить. В Иисус Навин 21, где речь идет о распределении Ханаанской земли, содержится более пятидесяти упоминаний о пастбищах, а в аналогичном месте в 1-я Паралипоменон 5 – более сорока упоминаний. Пастбища были не только основным источником пропитания скота, от них также требовалось соответствующее качество почвы и наличие воды. В Ветхом Завете богатые пажити служат настолько положительным образом, что встречаются в идеализированных видениях грядущего восстановления или золотого века Божьего благоволения (Исаия 30:23; 65:10; Иеремия 50:19; Иезекииль 34:14; Михей 2:12; Софония 2:6-7; 3:13).

В образе пажити выражается, в первую очередь, пастырская забота и поддержка. Божий народ часто называют овцами Божьей пажити (Псалтирь 73:1; 78:13; 94:7; 99:3; Иеремия 23:1; Иезекииль 34:31). Псалмопевцы изображают жизнь с Богом как жизнь на безопасных и плодородных пажитях. Пажити – это места подкрепления сил, безопасности и удовлетворенности (Псалтирь 22:1; 36:3 {«храни истину» = будешь насыщен}). Пророки используют образ пажити для выражения надежды на восстановление. Божий народ обретет довольство и безопасность, как овцы на богатых пастбищах (Исаия 14:30; 49:9; Иеремия 23:3; 33:13; Иезекииль 34:13-18). Пастырями, заботящимися об овцах на своих пажитях, изображаются даже нечестивые правители (Иеремия 25:34-38; 49:20; 50:45). В Новом Завете Иисус использует образ пажити как образ обеспечения всех нужд спасенных (От Иоанна 10:9). Иеремия несколько видоизменяет образ и изображает Самого Бога пажитью Своего народа (Иеремия 50:7 {«жилищем = пастбищем}). Именно Он, а не идолы или пути народа – источник заботы и обеспечения.

Хотя, в основном, пажить – идеализированный пасторальный образ обеспечения и природной красоты, иногда он приобретает негативный смысл. Когда Бог вторгается в город для суда, пажить становится местом запустения и развалин, где могут пастись только стада (Исаия 5:17; 32:14; Иезекииль 25:5). Кроме того, высохшие пастбища сами по себе служат указанием на Божий суд (Иеремия 23:10; Амос 1:2).

См. также: ДОЛИНА, ЗЕЛЕНЬ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ЗЕМЛЯ, ИЗБЫТОК, ОВЦА, ПРИРОДА, СКОТ, СТАДО, ТРАВА.

ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ. См. Овца.