ПАМЯТЬ, ВОСПОМИНАНИЕ (REMEMBRANCE) Словарь библейских образов

Библейское понятие памяти выходит далеко за рамки просто ностальгических воспоминаний. Оно охватывает целую гамму человеческих переживаний, и в нем выражается гармоничное соединение веры и жизни с целью полного послушания Богу.

Твердая память – неотделимая часть библейской веры, ибо мы призваны истолковывать свои нынешние жизненные обстоятельства в свете верности Бога в прошлом. Соответственно, забывчивость рассматривается как одна из величайших духовных болезней (отсюда призыв псалмопевца «не забывать всех благодеяний Его» [Псалтирь 102:2]). Когда у людей было незатуманенное и основанное на опыте знание Бога, они отвечали чистосердечным послушанием, а забывчивость вела к отходу от Бога. В Книге Судей забывчивостью людей объясняются многие проблемы тех дней: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Книга Судей 3:7). По словам Кинло, евреи призывались как бы двигаться назад в будущее, постоянно держа в поле зрения прошлое посредством проведения праздников и размышлений о Божьем законе и Божьих делах.

Благодаря призыву к «воспоминанию» на основе еврейского существительного zeker образуется понятие «памятника». В свою очередь, в однокоренных существительных (напр., zikkaron и ʾozkara) выражается мысль о памятных приношениях и памятных делах. Но независимо от того, идет ли речь о просьбе человека, чтобы о нем вспомнили (Иеремия 15:15), о сохранении памяти о ком-то (От Матфея 26:13) или о коллективном воспоминании (Вт. 5:15; Иисус Навин 4:4-24), в центре внимания в Библии всегда стоят люди. Помимо случаев, связанных с отношениями между Богом и людьми (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ), есть упоминания о памятниках, символизирующих межличностные отношения, например, союз между Иаковом и Лаваном (Бытие 31:44-50).

В праздниках пасхи (Исход 12:14) и вечери Господней (От Луки 22:19; 1-е Коринфянам 11:24-26) отражаются два самых важных воспоминания в Ветхом и Новом Заветах. Каждый из них напоминает об избавлении и спасении, в каждом из них человеческие чувства проявляются с наибольшей полнотой. Полная эмоциональная вовлеченность участников способствует установлению неразрывной связи между этими историческими событиями и предвкушением жизни в вере; благоговение перед прошлым сливается с его значимостью в настоящем. Другими примерами напоминаний, рассчитанных на чувственное восприятие, служат памятники из камней (Исход 28:12; Иисус Навин 4:4-24) и звуки труб (Числа 10:9-10).

Помимо молитв (К Римлянам 1:9-10; К Филиппийцам 1:3-4), в которых напоминается о нуждах верующих, личная вера выражается в щедрых даяниях бедным (Деяния 10:4; К Галатам 2:10). Кроме того, память сохранялась в бесценных письменных записях, таких как «памятная книга» (Малахия 3:16). К числу других письменных памятников относятся филактерии (Исход 13:9) и письменный рассказ о разгроме амаликитян (Исход 17:14). Значение письменных напоминаний о Божьих делах в истории показано на примере Иосафата, сына Ахилуда, который служил «дееписателем» царя Давида (2-я Царств 8:16).

В упомянутых примерах подчеркивается, до какой степени «упорядоченное» сохранение памяти пронизывало библейскую культуру. Записи о событиях и материальные предметы служили гарантией, что люди будут помнить о том, о чем им надлежит помнить.

К библейским призывам помнить Божьи законы нельзя было относиться легкомысленно. Неоднократная забывчивость Израиля (Книга Судей 8:34; Неемия 9:16-18; Псалтирь 77:42) всегда выливалась в неповиновение и поражение. Библия особо предостерегает против забвения основных положений, связанных с надлежащим поклонением (Числа 16:36-40). Праздник пурим тоже служил напоминанием о том, как Бог поступает с замышляющими недоброе против Израиля (Есфирь 9:23-28). Наконец, святость увязывается с виной, когда человек вспоминает о вере (Числа 5:11-15; 3-я Царств 17:17-18).

Когда речь заходит о «памяти», Бог не довольствуется половинчатым ответом. Цель полного посвящения кратко выражается в Его заповеди по соблюдению пасхи: «И да будет тебе это знаком на руке твоей [поведение] и памятником пред глазами твоими [мысли], дабы закон Господень был в устах твоих [общение]» (Исход 13:9).

Хорошей иллюстрацией психологии и богословия памяти в Псалтири служит Псалтирь 76. Псалмопевец начинает с описания своих борений с жизненными обстоятельствами и с Богом (Псалтирь 76:2-4), в Котором он видит источник своих проблем (Псалтирь 76:5-10). Охваченный эмоциональными переживаниями, он вспоминает о «делах Господа» (Псалтирь 76:12) и конкретно об избавлении у Красного моря (Псалтирь 76:17-21). В результате этих воспоминаний его позиция меняется, и он переходит от жалобы к поклонению (Псалтирь 76:14-15).

Наконец, не следует упускать из виду очевидное: люди забывают о том, о чем им не напоминают (поэтому Сэмюел Джонсон замечает, что люди чаще нуждаются в напоминаниях, чем в информации). Лейтмотивом этой темы звучит Второе послание Петра: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю... возбуждать вас напоминанием... напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя» (2-е Петра 1:12-13; 3:1–2).

См. также: ОСТАВЛЕНИЕ, УТЕРЯННОЕ И НАЙДЕННОЕ.