ПАЛЕЦ НОГИ (TOE) Словарь библейских образов

Из тринадцати употреблений этого образа в Писании самые распространенные упоминания связаны с обрядами рукоположения священников (Левит 8:23-24) и очищения от заразных кожных заболеваний (Левит 14:14-28). Здесь мочка правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги (см. НОГА (II) смазываются кровью (для больных – и елеем). Нога часто символизирует пункт назначения или намерения человека, а иногда – самого человека; таким образом, смазывание пальца ноги кровью и елеем обозначает освящение или очищение всего человека.

Еще одно упоминание о пальцах ног содержится в Книга Судей 1:6-7: царю Адони-Везеку, захваченному в плен во время сражения, отрубают большие пальцы ног. Это типичное обращение с военнопленными; такая сравнительно небольшая рана могла лишить воина сил и заставить его ползти по земле. По иронии судьбы именно так Адони-Везек обращался со своими собственными врагами (семьюдесятью мелкими царями). Он умер в Иерусалиме, возможно, из-за заражения.

Пальцы ног также упоминаются во 2-я Царств 21:20 и 1-я Паралипоменон 20:6 в связи с филистимским воином, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах; его убил племянник царя Давида, когда он насмехался над Израилем. В Книге Даниила царю Навуходоносору приснилась статуя, ноги которой были из глины и железа, что символизировало раскол царства (Даниил 2:41-42). Часто считается, что эта статуя символизировала Рим.

См. также: НОГА (II), ПАЛЕЦ РУКИ.