ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО (FATHER, FATHERHOOD) Словарь библейских образов

Исследование образа отца в Библии равнозначно рассмотрению общей направленности библейского богословия в миниатюре. Основные моменты следующие: 1) отцовство как идеальный образец, созданный на благо Самим Богом, 2) отход падшего мира от соответствия идеалу и 3) Бог как совершенный Отец, Который один может исправить это несоответствие. В современных переводах Библии слова, связанные с понятием отцовства, встречаются около тысячи раз, и образ отца предстает важнейшим библейским архетипом. Вместе с тем, следует с самого начала отметить, что мы не видим в Писании развернутого учения о роли человеческого отца или его взаимоотношений с детьми. К тому же в Библии встречается не так уж много примеров хороших отцов. Более того, трудно припомнить отца, который бы хорошо исполнял эту функцию на протяжении всей своей жизни.

Отсутствие развернутого учения об отцовстве не означает, что в Библии не показана выразительная галерея отцов. В памяти отцами, хотя бы отчасти, предстают такие люди, как Адам, Ной, Авраам, Лот, Иаков, Исаак, Маной, Илий, Давид, Соломон, Иов и отец Иисуса Иосиф. Кроме того, множество неназванных отцов играют большую роль в псалмах и притчах.

Идеальный отец. Что касается идеального отца, мы, в основном, можем рассматривать только библейские заповеди отцам. Фактически мы не видим ни одного образа отца, который бы жил полностью по этим заповедям. Для начала можно принять за основу ветхозаветный акцент на роли отцов как глав семейств и основателей родов, чьи родословия приводятся и о ком написаны большинство биографий. Мы видим десятки упоминаний о «доме отца» для обозначения родительского дома или происхождения человека. Хотя религиозные наставления указывают на совместную ответственность родителей, в Библии они относятся в большей степени к компетенции отца, нежели матери (Пр. 1:8; 4:1; 6:20; 13:1; 15:5; 27:10). Псалмопевец пишет о том, что «отцы наши рассказывали нам» о прежних делах Бога (Псалтирь 43:2; 77:3) во исполнение заповеди Моисея в его прощальной речи помнить «дни древние... просить отца твоего, и он возвестит тебе» (Вт. 32:7). В древних культурах положение отца давало ему власть, совершенно не сравнимую с современными понятиями.

Мы видим также чувства чести и достоинства, которые в библейских культурах придавались положению отца. Ключевое место в этом отношении – Псалтирь 126:4-5, где дети отца сравниваются со стрелами и говорится, что «блажен человек, который наполнил ими колчан свой», а также рисуется картина силы и чести имеющего сыновей отца, когда он «говорит с врагами в воротах». Идеал для отца – иметь жену, «как плодовитая лоза» в доме, сыновей, «как масличные ветви» вокруг стола, и увидеть «сыновей у сыновей» своих (Псалтирь 127:3,6).

Хороший отец берет на себя ответственность за духовное благополучие семьи. Иов приносил жертвы за своих детей (Иов 1:5); Иисус Навин служил Господу со своими домашними (Иисус Навин 24:15). Во Вт. 6:4–9 и в Притчах (напр., Пр. 1:8: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего») отцы изображаются как учителя. Хороший отец не пренебрегает и заботой о физическом развитии детей. Хорошие отцы, с которыми мы встречаемся в евангелиях, обращались к Иисусу для обеспечения потребностей детей, в частности физических (От Матфея 17:14-18; От Луки 8:40-56; От Иоанна 4:46-54). Такой отец никогда не дал бы своим детям камень или змею (От Матфея 7:9-11).

Апостол Павел был, вероятно, холостяком, но он понимал значение сыновства и отцовства. Свои письма он неизменно начинал с благословения «от Бога Отца» (напр., 1-е Коринфянам 1:3; К Ефесянам 1:2). Он также выполнял роль отца для Тимофея (1-е Тимофею 1:2) и Тита (К Титу 1:4), своих «сыновей» в христианской вере (ср. 1-е Фессалоникийцам 2:11).

Отцовские ошибки. Адам был отцом рода человеческого. В наследие своим детям он оставил первородный грех (К Римлянам 5:12-14). Одним из следствий этого несчастного наследия стали отцовские ошибки. Яркий пример невнимательного отца являет собой Давид, не захотевший защитить свою дочь Фамарь, наказать своего сына Амнона и полностью примириться с другим своим сыном Авессаломом (2-я Царств 13). Давиду предшествовал Илий (1-я Царств 3:10-14), поведение сыновей которого возмутило как израильтян, так и Самого Бога.

Любовь некоторых отцов была не мудрой, а чрезмерной. Авраам предпочитал Исаака Измаилу (Бытие 21). Исаак, в свою очередь, Исава любил больше Иакова (Бытие 25:28). Став марионеткой в игре Иакова по завладению правом первородства (Бытие 27:1-40), Исаак получил то, что заслуживал. Иаков повторил грех своего отца, возлюбив Иосифа больше других сыновей (Бытие 37:3-4). Его пристрастное отношение породило чувства зависти и ненависти и привело к предательству и тяжелой утрате в семье. Илий любил своих сыновей больше Бога (1-я Царств 2:29), и их смерть стала для него наказанием за грех (1-я Царств 2:34; ср. 1-я Царств 4:11). Семья Давида раскололась в результате кровосмешения и братоубийства (2-я Царств 13). Если бы только он наказал Авессалома с той же горячностью, с какой позднее оплакивал его!

Другим отцам не удавалось оградить своих детей от мирских влияний. Лот увел своих дочерей из Содома, но он сделал это слишком поздно, чтобы удержать их от склонности к половым извращениям (Бытие 19:31-36). Ахан торговал украденными иноземными товарами, и его грехи пали на детей (ср. Исход 20:5); в результате его духовного небрежения погибла вся семья (Иисус Навин 7).

В новозаветном увещевании отцов «не раздражать детей ваших, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (К Ефесянам 6:4; ср. К Колоссянам 3:21) содержится намек на поведение тиранического отца (см. ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ или МУЖ). Самым выразительным примером доводящего до отчаяния отца служит, пожалуй, царь Саул, непостоянство характера которого пугало как его детей, так и лучших друзей (1-я Царств 1920).

В Библии мы встречаем также образы мягкотелых и неопытных отцов, свойственные народной литературе. Мы видим случаи, когда отцы были не в состоянии отреагировать как-то иначе, кроме проявления бесплодного гнева, на события, происходящие вопреки их воле. К подобного рода примерам относятся изгнание Авраамом Агари с Измаилом, которого он произвел на свет в результате неверно принятого решения (Бытие 21:8-11), неодобрение Иаковом событий, связанных с изнасилованием Дины и совершенной его сыновьями местью за него (Бытие 34:5-7,30), и гнев Давида в связи с изнасилованием его дочери Фамари (2-я Царств 13:21). Других не способных к решительным действиям отцов легко обманывали их дети: Лота (Бытие 19:30-38), Исаака (Бытие 27) и Иакова (Бытие 37:31-35). Давид неподобающим образом выразил скорбь в связи со смертью своего сына Авессалома (2-я Царств 18:33-19), пьяный Ной предстал перед сыновьями в постыдном виде, когда лежал обнаженным в своем шатре (Бытие 9:20-25), Иеффай дал необдуманный обет, обрекший его дочь закончить жизнь девственницей (Книга Судей 11), отец Самсона позволил сыну командовать собой, как будто он был ребенком, а не родителем (Книга Судей 14).

На этом фоне отцов, терпевших неудачу за неудачей, предстает образ Бога Отца, являющего Собой пример всех тех качеств, которых недостает отцам во плоти и крови: терпения, доброты, твердости, внимания. Более того, само наше отвращение к поведению отцов проистекает из интуитивного понимания, каким должен быть подлинный отец, поэтому в самом облике негативного персонажа уже заложено представление о позитивном.

Бог как совершенный Отец. Рассказы об ошибках отцов служат напоминанием, что есть только один благой отец: Бог Отец. В то же время патриархи могли испытывать несколько иные чувства по отношению к своим отцам: каждый из них приходил к пониманию, что Богу их отцов можно доверять. Он есть «один Отец» всех Своих детей (Малахия 2:10; От Матфея 23:9; 1-е Коринфянам 8:6; К Ефесянам 4:6). Бог – любящий Отец, милующий всех Своих детей (Псалтирь 102:13). Он сотворил их (Вт. 32:6), Он носит их на руках (Вт. 1:31), Он предоставляет им все необходимое (От Матфея 6:25-34), Он дает им щедрые дары (От Матфея 7:7-11; От Луки 11:11-13), Он предлагает им истинный хлеб (От Иоанна 6:32), Он наказывает того, кого любит, и благоволит к тому, «как отец к сыну своему» (Пр. 3:12). Бог по-отечески любит сирот (Вт. 10:18; Псалтирь 67:6; Иакова 1:27) и малых сих (От Матфея 18:10-14).

Особенно часто Иисус называет Бога «Отцом» в Евангелии от Иоанна. Он есть Его единородный Сын (От Иоанна 3:16), поэтому некоторые аспекты Его сыновства совершенно уникальны. Иисус – единственный Сын, Который составляет одно целое с Отцом (От Иоанна 10:30,38; 14:10–11), Который обладает внутренним познанием Отца (От Матфея 11:27; От Иоанна 5:20; 10:15; От Луки 10:21-22), Который видел Отца (От Иоанна 6:46), Который разделяет славу Отца (От Иоанна 17:1 и далее) и т.д. Иисус также показывает, какого Небесного Отца мы имеем. Он учит нас обращаться к Отцу с просьбой об удовлетворении любых нужд (От Матфея 6:9-13; От Луки 11:2-4). Не надо проявлять нерешительность – мы можем называть Его Авва (От Марка 14:36; ср. К Римлянам 8:15; К Галатам 4:6). Не надо быть робким, ибо в доме Его много обителей для нас (От Иоанна 14:2; Иеремия 3:19). Не надо бояться, ибо Бог побежит к нам навстречу, обнимет нас и поцелует, как блудного сына, вернувшегося из своих странствий (От Луки 15:20). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1-е Иоанна 3:1). Во взаимоотношениях между Богом Отцом и Богом Сыном находит выражение совершенная модель отцовских и сыновних отношений. Отец испытывает законную гордость за дела Сына (Псалтирь 2:7). Он любит Сына и благоволит к Нему (От Матфея 3:17). Сын, со Своей стороны, во всем подчиняется воле Отца (От Марка 14:36; От Луки 22:42; От Иоанна 14:31). Отец и Сын вместе планируют и осуществляют служение по искуплению (От Иоанна 6:44; 12:50; 14:6, 21). Быть хорошим отцом значит быть подобным Богу Отцу: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48; ср. От Луки 6:36). Успех отца выражается в послушании сына. Как и Исаия (Исаия 63:16; 64:8), хорошие отцы называют Бога «Отцом».

Заключение. Образы отцов в жизнеописаниях патриархов в Бытии могут служить примером библейского взгляда на отцов. Патриархи были родоначальниками последующих рядов поколений. В качестве таковых они были носителями благословений не только в том смысле, что давали благословение своим сыновьям, но и как праотцы верных в истории спасения. Эти отцы были главами своих родов и блюстителями материального благосостояния своих семейств. Когда требовались переговоры с внешней стороной, все замыкалось на них. Лучшие из отцов были образцами духовного совершенства – они строили жертвенники, повиновались Богу, устраивали надлежащие браки для своих сыновей и даже проявляли готовность пожертвовать сыном обетования, чтобы засвидетельствовать послушание Богу.

Но в Бытии показан также анализ причин, по которым отцы терпят неудачу. Примеру отца, совершившего обман из соображений целесообразности (Бытие 12:10-20; 20), последовал его сын (Бытие 26:6-11). Отцы бессмысленно заламывают руки или кипят от гнева, когда видят, как рушится жизнь их детей или как с ними пререкаются жены. Отцы проявляют к детям пристрастное отношение, которое ведет к трагическим последствиям. Но над всем этим возвышается образ Небесного Отца, Который относится к Своим земным детям так, как должны были бы относиться сотворенные Им земные отцы. Короче говоря, в Библии отцы показаны как модель человеческого состояния. Их поведение колеблется от очень хорошего до очень плохого. Тем не менее Бог не отказывается от них, и по Божьей благодати им даже удается осуществлять какие-то хорошие дела в мире и в семьях.

См. также: БОГ, ДОЧЬ, МАТЬ, РЕБЕНОК, СЫН, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.