ОСТАТОК (REMNANT) Словарь библейских образов

Тема остатка в Библии связана с разными образами, но исходным пунктом служит Израиль как этнос, народ и, в конечном счете, Божий народ. В этих понятиях могут подразумеваться как положительные ассоциации, например, «праведный остаток», так и отрицательные, например, то, что остается после суда. Негативный аспект остатка выражается в гиперболических и колоритных образах, подчеркивающих серьезность Божьего суда.

Одни из самых ярких примеров мы видим в Книге Исаии. Вслед за видением Божьего престола на пророка возлагается поручение донести послание осуждения: «...доколе не опустеют города, и останутся без жителей... и удалит Господь людей, и... останется десятая часть» (Исаия 6:11-13). В знак грядущего суда и очищения Исаия назвал одного из своих сыновей Шеарясувом, что значит «остаток возвратится» (Исаия 7:3). Мужское население сократится настолько, говорит пророк, что «ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть, и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем”» (Исаия 4:1). Иудея станет как шалаш в огороде (Исаия 1:8) или как одинокое знамя на холме (Исаия 30:17). Опустошение будет таким, что землю можно будет сравнить с Содомом и Гоморрой (Исаия 1:9).

Но в представлении Исаии об остатке заложена и надежда на восстановление. Суд будет подобен очищению, удаляющему примеси и отделяющему чистый остаток (Исаия 1:25-26; см. ЧИСТОТА). Верующие уцелеют в грядущем потопе (Исаия 28:16; 30:15). Останется святое семя (Исаия 6:13). «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» (Исаия 4:3).

Ветхозаветное представление об остатке играет важную роль в Новом Завете. С его помощью объясняется, почему не весь Израиль принял Иисуса как долгожданного Мессию. Иисус Сам сослался на видение Исаии (Исаия 6:9-10) для объяснения факта, что не все откликнулись с верой на Его слово (От Марка 4:10-13). Павел тоже обращался к ветхозаветной символике для истолкования неверия Израиля: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (К Римлянам 9:6).

Разработанное Павлом в К Римлянам 911 богословие избрания в значительной степени основывается на ветхозаветном понятии остатка. Несмотря на упрямство Израиля, Павел убежден, что «не отверг Бог народа Своего» (К Римлянам 11:2), и в качестве доказательства он приводит пример отчаянного положения Илии: «Остался я один, и моей души ищут» (К Римлянам 11:3, цитата из 3-я Царств 19:10). «Что же говорит ему (Божеский) ответ? – продолжает Павел. – “Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом” [3-я Царств 19:18]. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (К Римлянам 11:4-5).

Наконец, в апокалиптических образах Книги Откровение избранный остаток насчитывает сто сорок четыре тысячи – по двенадцать тысяч от каждого из двенадцати колен Израиля (Откровение 7:2-8). Но когда провидец присмотрелся, этот численный образ Израиля расширился до видения «великого множества людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», стоявшего «пред престолом и пред Агнцем» (Откровение 7:9).

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ИЗРАИЛЬ.

Библиография:

J. С. Campbell, «Gods People and the Remnant», SJT 3 (1950) 78–85;

G.F. Hasel, The Remnant: The History and Theology of the Remnant Idea from Genesis to Isaiah (AUM 5; Berrien Springs, MO: Andrews University Press, 1972).