ОПЬЯНЕНИЕ (DRUNKENNESS) Словарь библейских образов

В Библии опьянение множество раз показывается как в прямом смысле конкретного физического состояния, так в качестве наглядной метафоры для изображения широкого круга эмоциональных, духовных и нравственных переживаний. Картины, которые рисуют библейские авторы, часто бывают настолько яркими, что какие-либо комментарии к ним кажутся излишними и даже неуместными. Однако для получения общего представления мы все же рассмотрим образы опьянения сначала в буквальном, а затем в переносном смысле.

Ветхозаветные пророки страстно обличали нравственное разложение судей, извращавших само понятие справедливости в Иудее восьмого века до P. X.: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Исаия 5:22-23). Амос, со своей стороны, бичевал правителей Израиля, которые «пили из чаш вино» (Амос 6:6). Экклезиаст хвалил правителей, которые питаются «для подкрепления», а не для пресыщения (Екклесиаст 10:16-17 {евр. «опьянения»}). Абсолютное отвращение и нравственное омерзение, которое пьянство вызывало у пророков Яхве, выразилось в осуждении Исаией распущенности служителей храма: «Священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною» (Исаия 28:7-8). Однако, наряду с негодованием пророка по поводу всей этой мерзкой картины, в великолепном описании пьяницы автором Притчей есть нечто глубоко комичное. Вино в конце концов «как змей... укусит, и ужалит, как аспид». Глаза пьяницы «будут смотреть на чужих жен», а «сердце заговорит развратное» (Пр. 23:29–35).

Потерей бдительности в результате опьянения быстро пользуется человеческая порочность. Дочери Лота забеременели от своего отца, когда он был под сильным воздействием алкоголя (Бытие 19:33-35). Амнон (2-я Царств 13:28) и царь Израиля Ила (3-я Царств 16:9) были убиты в состоянии глубокого опьянения. Давид пытался скрыть прелюбодеяние с Вирсавией, напоив Урию (2-я Царств 11:13). Пьяный Ной лежал обнаженным (Бытие 9:21), что привело к проклятию Ханаана. Аввакум проклинает тех, кто умышленно стремится напоить ближнего своего, «чтобы видеть срамоту его» (Аввакум 2:15).

Метафорические образы опьянения бывают разными. Попавшие в шторм моряки, поднимающиеся до небес и нисходящие до бездны, кружатся и шатаются, как пьяные (Псалтирь 106:27). Апостол Павел пользуется образом ночного опьянения, чтобы по контрасту подчеркнуть необходимость трезвого поведения христианина, ходящего в свете дня (1-е Фессалоникийцам 5:7-8).

Люди, находящиеся под воздействием сильных эмоциональных или духовных переживаний, сравниваются с пьяными: Анну, переживавшую глубокое эмоциональное потрясение, приняли за пьяную (1-я Царств 1:13); Иеремия был «как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его» (Иеремия 23:9), а на Пятидесятницу ученики, говорившие на языках под влиянием крещения Духом, удостоились насмешливых слов: «они напились сладкого вина» (Деяния 2:13).

Однако гораздо чаще образы опьянения встречаются в пророческих книгах как метафоры Божьего суда. Вавилон, Едом, Моав и Египет вынуждаются испить чашу суда Яхве и шатаются под воздействием вина Божьего гнева (Иеремия 25:15-16). В одних случаях речь идет о суде над конкретными государствами и народами за их жестокость и неповиновение, в других народы предстают как символ всего мира, испытывающего эсхатологический гнев Бога в конце времен. Есть образы вечного сна в результате опьянения (Иеремия 51:57), безумия (Иеремия 51:7), вызывающего веселья (Иеремия 51:39), духа опьянения (Исаия 19:14), шатания (Иеремия 25:16) – все это вместе составляет ужасную картину униженного и беспомощного состояния человека в результате его самонадеянности и неповиновения Богу.

См. также: ВИНО, ПЬЯНИЦА.