ОКРОПЛЕНИЕ (SPRINKLE) Словарь библейских образов

Окропление в Библии – это ритуальное действие, символизирующее духовную реальность. Преобладающее количество упоминаний о нем встречается в Пятикнижии, где изложены церемониальные законы. В Ветхом Завете есть два корня для обозначения окропления: naza и zaraq. Они синонимичны по значению, и разница касается скорее количества жидкости, используемой для окропления. Первое слово, naza, относится к окроплению, которое делается пальцами, со сравнительно небольшим количеством крови, елея или воды. Более обильное окропление (горстями) обозначается словом zaraq. В Новом Завете такого разграничения нет, окропление обозначается греческим словом rhantizo.

В Библии окропление имеет две связанные между собой, но разные функции в религиозной жизни Божьего народа. Одна из них – освящение предметов или людей или посвящение их Господу. Будь то жертвенники, одежда или люди, окропление отмечает что-либо как святое для Господа (Исход 24:3-8).

Вторая функция окропления – очищение или искупление грехов. Когда сыновья Аарона погибли из-за недостойного приближения к святому месту, Господь позаботился о большем освящении для священников, которые будут подходить к святилищу: «И покропит на него кровию с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (Левит 16:19; см. также Исход 29:20 об обрядах очищения для священников). Очищающая роль окропления была также важной частью принесения жертвы за грех (Левит 5:9). Водой окропляли еще в целях очищения, когда кто-то осквернялся из-за прикосновения к мертвому телу (Числа 19).

В Новом Завете ритуальное окропление, которое являлось частью церемониальных законов Ветхого Завета, стало метафорическим. В Послании к евреям показано, как окропление для посвящения (нового священства, которое может входить во Святое-святых) и очищение исполняется в Иисусе Христе, последнем Первосвященнике, последней кровавой Жертве:

Со Своею Кровию, однажды вошел во святилище... если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (К Евреям 9:12-14). Искупительная жертва Христа – это «Кровь кропления, говорящая лучше, нежели Авелева» (К Евреям 12:24). В метафорическом обращении к верующим мы читаем, что человеческие сердца «кроплением очищены... от порочной совести» (К Евреям 10:22). Освященные христиане выделены «к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1-е Петра 1:2).

См. также: ВОДА, ЕЛЕЙ, КРОВЬ, ОЧИЩЕНИЕ.