ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО (ONE) Словарь библейских образов

Слово «один» употребляется в Библии более двух тысяч раз, и в большинстве случаев оно указывает просто на единственное, а не на множественное число – один человек, одна женщина, одна рука. В таких случаях не следует искать более глубокого значения данного слова. Но в трех случаях оно выходит за рамки простого обозначения единственного числа и приобретает более глубокое содержание – единства как атрибута Бога, как символа сплоченности и как выражения уникальных качеств отдельных людей.

Единый Бог. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4). Это основание иудейского символа веры, и именно эту фразу привел Иисус, когда Его спросили, какая первая из всех заповедей (От Марка 12:29). Что же означает слово един?

Во-первых, Бог есть единственный Бог. У других богов нет никаких прав. Им нельзя поклоняться (Исход 20:1-6). Бог сотворил небо и землю. Другие народы относились к солнцу и луне как к божествам, но Бытие 1:16 ясно дает понять, что они не что иное, как светила. Власть Бога не ограничена ни временем, ни местом (Вт. 10:14; Псалтирь 89:3). В ветхозаветные времена на Ближнем Востоке считали, что у богов ограниченные сферы деятельности (4-я Царств 5:17), поэтому единственность Бога казалась неслыханным утверждением. В 1-е Коринфянам 8:4 Павел отрицает, что другие боги вообще существуют.

Во-вторых, есть только один Бог для всех людей. Его власть не ограничивается иудеями (2-я Паралипоменон 20:6). Бог владычествует над народами, даже если они еще не знают об этом (Псалтирь 21:29). Спасение через Христа также действительно для всех (К Римлянам 3:29-30).

В-третьих, в Божестве не может быть степеней. Невозможно стать Богом или быть Богом до определенной степени. Поэтому иудеи хотели побить Иисуса камнями за богохульство, когда Он заявил, что един с Отцом (От Иоанна 10:30-31). В этом заявлении подразумевалось, что все сотворено и живет Христом (1-е Коринфянам 8:6). Отождествление Человека Иисуса с Богом было единственным способом выразить единство Бога и одновременно оправдание через Христа. Двух богов быть не может, а простое человеческое существо не способно принести спасение. Человек Иисус есть конечное откровение вечной природы Бога. Воскресение подтвердило, что слова и дела Иисуса соответствовали Божьей воле. Слава, принадлежащая единому Богу (1-е Тимофею 1:17), распространяется и на Иисуса (К Филиппийцам 2:9-11).

Человеческое единство. Другая сторона единства проявляется в единстве церкви. Оно основывается на единстве Христа с Отцом (От Иоанна 17:21-23). Соучастие в жертве Христа позволяет верующим быть одним телом (1-е Коринфянам 10:16-17). Для этого необходима Божья поддержка (От Иоанна 17:11). Единение со Христом стимулирует любовь, милосердие, сострадательность, единодушие и смирение – короче, те самые качества, которыми обладал Иисус (К Филиппийцам 2:1-11). Павел писал об одном теле со многими членами, действующими совместно и заботящимися друг о друге (1-е Коринфянам 12). Тем самым «одно сердце и одна душа» (Деяния 4:32) демонстрируют миру, что единство Иисуса и Отца реально (От Иоанна 17:23). Главным основанием и высшей целью человеческого братства (От Матфея 23:8-10) является слава Божья.

В «единственности» выражается также уникальность человеческих существ. Значение одного человека в глазах Бога показано в притчах о заблудшей овце и потерянной драхме (От Луки 15:1-10). Здесь Божья забота о незначительных, больных, грешных людях подчеркивается еще больше, чем в Ветхом Завете. Соблазнение «одного из малых сих, верующих в Меня» (От Матфея 18:6), приведет к печальным последствиям.

См. также: ДВА, ДВЕНАДЦАТЬ, ПЯТЬ, ПЯТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, СОРОК, СТО, ТРИ, ТЫСЯЧА, ЧЕТЫРЕ.

ОДР. См. ПОСТЕЛЬ.

ОЖЕСТОЧЕНИЕ. См. ЖЕСТКОСТЬ.