ОГРАДА, ОГРАЖДЕННОЕ МЕСТО (FENCE, FENCED PLACE) Словарь библейских образов

В современных переводах Библии представление об ограде или огражденном месте передается по-разному, в том числе такими словами и словосочетаниями, как «ограда», «укрепленный город», «укрепления», «стена», «изгородь» и «ограждение». В подавляющем большинстве случаев образ надежной ограды выражается словами «огражденный», то есть укрепленный город (см. СТЕНА). В отличие от стен городских укреплений, простые ограды или изгороди были менее надежными ограждениями, применявшимися для защиты домов или крестьянских хозяйств. Ограды обычно представляли собой каменные стены, а изгороди делались из кустарников, часто колючих (Михей 7:4). В известном афоризме Иисуса о необходимости идти «по дорогам и изгородям» (От Луки 14:23) выражается представление об изгородях как отдаленных местах, где слуге следовало активно искать людей.

Ограды были обычно достаточно слабыми укреплениями, поэтому в воображении псалмопевца они выглядели чем-то, легко поддающимся разрушению. Обличая людей, «налегающих» на него в моменты слабости, он задается вопросом, когда же его мучители будут низринуты, «как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся» (Псалтирь 61:4). Используя столь же негативный образ, пророк Наум насмешливо сравнивает князей Ниневии с роем «мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, – и не узнаешь места, где они были» (Наум 3:17).

Однако чаще всего в образе ограды или изгороди выражается идея о защите и безопасности от воров и хищников. Говоря о Божьей защите Иова, сатана сравнил ее с оградой, поставленной вокруг него (Иов 1:10). Предсказание о пленении Иудеи выразилось в образе виноградника, от которого Бог убрал ограду (Исаия 5:5; ср. Псалтирь 79:13). В одной из притчей Иисус привел пример хорошего хозяина, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал точило для вина и построил башню для его защиты (От Матфея 21:33; От Марка 12:1). Изгороди могли также служить укрытиями (Иеремия 49:3 {«скитайтесь по огородам»}).

В случаях метафорического использования образ Божьего ограждения человека может иметь негативный оттенок отлучения. Иов, например, считал, что Бог окружил его мраком (Иов 3:23) и преградил ему дорогу, чтобы он не мог пройти (Иов 19:8), а в Осия 2:6 Бог сказал, что Он загородит путь Гомери.

См. также: ЗАЩИТА, СТЕНА.