ОГОНЬ (FIRE) Словарь библейских образов

В апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 39:32) огонь, наряду с водой, железом, солью, мукой, медом, молоком, виноградным соком, маслом и одеждой, фигурирует в числе главных потребностей для жизни человека. На нем готовится пища (Исход 12:8; Исаия 44:15-16; От Иоанна 21:9), он согревает людей (Исаия 44:15; От Иоанна 18:18) и дает им свет, чтобы видеть (Исаия 50:11; От Матфея 25:1-13). Его используют при строительных работах (Бытие 11:3) и при обработке металлов (Исаия 1:25; Малахия 3:2-3). Он также сжигает нечистоту (Левит 8:17). Поскольку разведение огня считалось работой (ср. 2Мак. 10:3), делать это в субботу было запрещено (Исход 35:3).

Огонь, который с такой же легкостью вызывал ужас, как и приносил благо, использовался также в военных целях. В Библии многие победы заканчивались (иногда по повелению Бога) преданием огню завоеванных городов (напр., Иисус Навин 6:23; 8:8; 11:11; Книга Судей 1:8; 3-я Царств 9:16; ср. От Матфея 22:7). Именно поэтому война или связанное с ней неистовство сравнивается с огнем (Числа 21:28; Исаия 10:16; Захария 12:6).

Огонь мог также служить орудием казни преступников (Бытие 38:24; Левит 20:14; 21:9; Иисус Навин 7:15; но в принципе кремация в библейские времена не практиковалась; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Такой случай мы видим и в Даниил 3, где спасение от огня произошло благодаря чуду (ср. К Евреям 11:34). Седрах, Мисах и Авденаго, которых Навуходоносор приказал бросить в печь, раскаленную огнем, прошли тяжелое испытание без всякого вреда. Это событие побудило языческого царя благословить Бога иудеев и возвысить трех молодых людей.

В отличие от греческой мифологии, в Библии ничего не говорится о происхождении огня. Но само это умолчание побуждает читателей сделать вывод, что огонь есть один из даров творения. Уже Авель принес от первородных стада своего (Бытие 4:4), что указывает на жертву всесожжения. (Между прочим, хотя в Бытие 4:4-5 ничего не говорится, каким образом Каин и Авель узнали, что Бог предпочел жертву Авеля, а не Каина, толкователи давно высказывают предположение, что здесь, как и в других ветхозаветных рассказах, божественный огонь сжег одно приношение, а не другое.)

Использование в религиозных обрядах. Помимо обычных мирских целей, люди пользовались огнем и при совершении религиозных обрядов. Например, в Числа 31:22-23 огонь показан инструментом обрядового очищения. Что более важно, жертвоприношения – не только «всесожжения» – обычно сжигались (ср. Левит 2:2 и т. д.). Возможно, это имело символическое значение: огонь символизировал желание Бога уничтожить грех и очистить Свой народ (ср. Исаия 6:6-7). Кроме того, поднимавшийся от огня дым служил символическим указанием предназначения жертвы: приносящий жертву на земле искал общения с Богом на небе (ср. с возносящимися к небу фимиамом и молитвами в Откровение 8:4; К Филиппийцам 4:18).

Практика сожжения жертвоприношений не ограничивалась только Израилем. В Ветхом Завете, например, есть ссылки на сжигание в качестве жертвоприношений детей язычниками и иудеями-отступниками (напр., Левит 18:21; Вт. 18:10; 4-я Царств 16:3; 17:17; 21:6; 23:10; Иеремия 7:31; 32:35). Некоторые их этих ссылок относятся к культу Молоха, в честь которого «проводили чрез огонь сыновей своих и дочерей своих». Есть также упоминания о «чуждом» или «несвященном» огне, относящиеся, по-видимому, к огню, взятому не с официального Жертвенника. Согласно Левит 6:8-13, огонь на жертвеннике всесожжения должен был гореть постоянно: священникам нельзя было допускать его угасания. Он служил символом непрестанного Божьего присутствия.

Богоявления в огне. В Бытие 15:17 присутствие Бога выразилось в виде дыма как бы из печи и пламени огня, а в Исход 3:2 Сам Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» (см. ГОРЯЩИЙ КУСТ). Явления Бога в огне продолжаются на всем протяжении Библии. В Исход 19:18 Бог сошел на гору Синай «в огне». (Упоминание о громе побуждает предположить, что это были молнии, но дым и колебания горы больше напоминают извержение вулкана; ср. 2-я Царств 22:8-9.) Пытаясь описать неописуемое – форму Божьего престола, – Иезекииль говорит: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иезекииль 1:27). В Откровение 4:5 от Божьего престола исходят молнии.

Образы богоявления иногда принимают четкую форму бури, сопровождаемой огнем, похожим на молнию. В Псалтирь 17:15 (боевое богоявление) Бог пускает стрелы в виде молний (ср. Псалтирь 143:6). В Псалтирь 28:7-8 сказано, что «глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню». В Иезекииль 1:4 пророк видит «бурный ветер», идущий «от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него».

Тот факт, что Бог является в огне, вполне понятен по многим причинам. Как материальная жизнь зависит от огня, то есть солнца (ср. Откровение 16:8), так и вся духовная жизнь зависит от Бога. Как огонь очищает и разрушает, так и Бог очищает праведного и уничтожает нечестивого («потому что Бог наш есть огонь поядающий», К Евреям 12:29). Как огонь освещает темноту ночи, так и Бог преодолевает темные силы зла. Как загадочен и нематериален огонь, так и Бог таинствен и бестелесен. Как огонь постоянно колеблется, меняет форму и не поддается исследованию, так и непостижимый Бог постоянно находится вне пределов нашей досягаемости. (Поразительно, что в 3-я Царств 19:12 на горе Хорив [= Синай] Бог явился Илии не в огне, как Моисею на Синае, а в веянии тихого ветра. Здесь Бог против ожиданий отказался от традиционного атрибута богоявлений. Ему нет необходимости связывать Себя с какой-то природной стихией.)

Коль скоро Бог является в огне, то же самое относится ко всему, что Его окружает. Престол Его – «как пламя огня», колеса – «пылающий огонь» (Даниил 7:9). Его ангельские служители – «пламенеющий огонь» (К Евреям 1:7, цитата из Псалтирь 103:4 в LXX, а в От Луки 10:18 дьявол падает с неба, как молния или метеор). Между херувимами – огонь и горящие угли (Иезекииль 10:2,67). Пред Божьим престолом – «стеклянное море, смешанное с огнем» (Откровение 15:2; ср. 3-я Царств 7:23; 2-я Паралипоменон 4:2), а от Бога исходит «огненная река» (Даниил 7:10). «Семь духов Божьих» – «светильники огненные» (Откровение 4:5). Небесные колесницы появляются в виде огня (4-я Царств 2:11; 6:17). Пламени огня подобны даже глаза прославленного Иисуса и других небесных существ (Даниил 10:6; Откровение 1:14; 2:18). В Деяния 2:3-4 с огнем связывается и Святой Дух («языки, как бы огненные»; ср. Исаия 5:24).

Огонь от Бога. Во время исхода Бог поставил столп огненный, чтобы вести Свой народ по пустыне. Столп был внешним символом Божьего направляющего присутствия (Исход 13:21; Числа 14:14); то же самое присутствие покрывало скинию (Числа 9:15-16).

Но для сверхъестественного огня гораздо характернее быть разрушительным. Сошедший с неба огонь уничтожил Содом и Гоморру (Бытие 19:24), Надава и Авиуда (совершавших неподобающий обряд, Левит 10:1-2), ропщущих израильтян (Числа 11:1), воинов Охозии (4-я Царств 1:10; ср. От Луки 9:54), стада Иова (Иов 1:16), Гога и Магога (Откровение 20:9; ср. Иезекииль 38:22; 39:6). Иногда он похож на что-то вроде молнии (напр., Исход 9:24; Числа 11:1), в других случаях напоминает извержение вулкана (напр., Содом и Гоморра).

Время от времени огонь ниспадает не для уничтожения нечестивцев, а для сожжения жертвы, и в данном случае демонстрируется реальность Бога и Его одобрение (Левит 9:24; Книга Судей 6:21; 3-я Царств 18:24: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог»; 1-я Паралипоменон 21:26; 2-я Паралипоменон 7:1; От Луки 9:54: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба?»). В Откровение 13:13 низведение огня с неба представлено «великим знамением», которое, однако, может совершать эсхатологический лжепророк.

Гнев Божий и эсхатологический огонь. Хотя нам это может показаться смелым антропоморфизмом, Божий гнев пылает, как огонь (Осия 8:5). Он горяч, как пламя, и разливается, как огонь (Наум 1:6; ср. Плач Иеремии 2:4). Типичные примеры – Исаия 66:15 (Господь приходит в огне, «чтоб излить гнев Свой с яростью») и Иеремия 15:14 (Бог говорит: «Огонь возгорелся в гневе Моем, – будет пылать на вас »). Пророчества о разрушении огнем часто служат метафорами заявлений о несомненном и всеобъемлющем Божьем суде (напр., Псалтирь 96:3; Исаия 33:12; Иоиль 2:3; Михей 1:4). У Иезекииля «огонь ярости Моей» – трафаретное выражение (Иезекииль 21:31; 22:21, 31; 38:19).

Образы пламенного гнева Божьего в разных местах бывают разными. В нескольких текстах Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища (ср. Иов 41:11-13; Откровение 9:17; 11:5). В Псалтирь 17:9 из Его ноздрей поднимается дым, а из уст выходит поядающий огонь (ср. 2-я Царств 22:9), а в Исаия 30:33 дыхание Господа сравнивается с потоком серы (ср. Исаия 65:5). В Иеремия 21:14 мы видим образ лесного пожара, в Плач Иеремии 1:13 – молнии («свыше послал Он огонь»), в Малахия 3:2 – печи («огонь расплавляющий»), в Исаия 30:33 – заранее приготовленных дров.

Ассоциативная связь огня с гневом и тот факт, что Бог уничтожает нечестивцев огненным дождем, дают вполне естественное объяснение тому, что эсхатологический суд изображается в виде огня. Во 2-е Фессалоникийцам 1:7-8 говорится, что Господь Иисус явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне». Рассказы Откровения о последних днях буквально переполнены образами огня – нисходящего с неба (Откровение 8:7-8; 13:13; 16:8), выходящего из уст людей и зверей (Откровение 9:17-18; 11:5), наказывающего нечестивых (Откровение 14:10; 17:16; 18:8). Кроме того, хотя пророчество в Софония 3:8 («огнем ревности Моей пожрана будет вся земля») имеет, скорее всего, метафорический смысл (ср. Вт. 32:22; Амос 7:4), образ Того, Кто сберегает мир «огню на день суда» в 2-е Петра 3:7, надо, несомненно, понимать в буквальном смысле.

Чаще всего жертвой эсхатологического огня показывается не мир как таковой, а живущие в нем люди, прежде всего нечестивые (ср. К Евреям 10:27). В этом отношении есть разные образы. Огонь удалит окалину для очищения металла (Мал, 3:2), он будет пылать, как печь (Малахия 4:1), он сожжет всякое неплодоносящее дерево (От Матфея 3:10), бесплодные ветви (От Иоанна 15:6, хотя в данном случае образ может быть просто символическим, ибо в четвертом Евангелии и в посланиях Иоанна нигде больше не упоминается об эсхатологическом огне), плевелы (От Матфея 13:40) и солому (От Матфея 3:12). Он сожжет даже плоть (Иакова 5:3).

Огонь соотносится не только с моментом конечного суда, но с миром вообще, он служит устрашающей антитезой Божьего Царства. Уже в Исаия 66:24 говорится о неугасимом огне. В Новом Завете он связывается с вечным и мучительным огнем ада (От Матфея 5:22; 13:42; 18:8–9). В Откровение 20:10,1415 показано страшное «озеро огненное», в которое в конце будут брошены дьявол и лжепророк, смерть и ад и все нечестивцы. Вместе с тем, ад, как это ни парадоксально, изображается как тьма (От Матфея 8:12; 2-е Петра 2:17; Иуды 1:13).

Для некоторых новозаветных текстов ожидание эсхатологического огня может служить задним планом, без которого они кажутся непонятными. Когда Иоанн Креститель в пророчестве о судном дне предупреждает о крещении огнем, образ связывается с рекой или потоком огня (ср. Даниил 7:10), так что мы можем представить себе эсхатологический поток огня, в котором нечестивые сгорают, а праведные очищаются (ср. Захария 13:9). В малопонятном стихе От Марка 9:49 («всякий огнем осолится») заложена, возможно, та же идея. (Соль сохраняет, а огонь уничтожает; эсхатологический огонь делает то и другое.) В 1-е Коринфянам 3:10-15 день суда представлен в виде огня, который испытает все: он сожжет мусор и очистит действительно ценное.

А вот в Исаия 4:5 эсхатологический огонь носит не разрушительный характер. В последние дни гора Сион будет покрыта облаком днем и «блистанием пылающего огня во время ночи». Это пророчество напоминает столп огненный во время исхода (ср. Исход 13:21). Как в 4-я Царств 6:17 (огненное воинство, оградившее Елисея) и в Захария 2:5 («Я буду для него [Иерусалима]... огненною стеною вокруг него»), здесь тоже Бог защищает Свой народ огнем.

Метафоры огня. В Библии множество случаев метафорического использования образа огня. С огнем сравнивается язык, который, будучи небольшим по размерам, тоже может приводить к крупным и разрушительным последствиям (Иакова 3:5-6; ср. Пр. 16:27). Бог делает Свое слово пожирающим огнем (Иеремия 5:14; 23:29). Растаять, как воск от огня, значить подвергнуться быстрому и полному уничтожению (Псалтирь 67:3; 96:5). Испытание Богом подобно очищению огнем (Исаия 43:2; Иеремия 6:29; 1-е Петра 4:12). Ревность подобна огню поядающему (Вт. 4:24 [Бога]). Таковы же сексуальная похоть (Пр. 6:27; Осия 7:6-7; 1-е Коринфянам 7:9) и гнев (Екклесиаст 10:4). Быть выхваченным, как головня из огня (Амос 4:11; Захария 3:2), значит избежать большой опасности.

См. также: АД, ГОРЯЩИЙ КУСТ, ДРЕВЕСИНА, ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, МОЛНИЯ, СВЕТ, СВЕТИЛЬНИК, СЕРА, СУД.