ОБУВЬ, САНДАЛИИ (SHOE, SANDAL) Словарь библейских образов

В библейские времена, как и сейчас, обувь или сандалии носили для защиты ног. При археологических раскопках на библейских землях обнаружено множество образцов обуви, сандалий и воинских сапог. Но в библейских образах обуви упор делается не столько на ее основном физическом назначении, сколько на других связанных с ней факторах. Например, это были довольно незначительные, недорогие вещи (Бытие 14:23; Исаия 5:27; ср. Сир. 46:22). Во времена Амоса рабов продавали по цене пары обуви (Амос 2:6; 8:6). Иоанн Креститель считал себя недостойным даже понести (От Матфея 3:11) или развязать (От Марка 1:7; От Луки 3:16; От Иоанна 1:27) обувь Иисуса, а это было занятие, которое обычно возлагалось на рабов (ср. 1-я Царств 25:41; От Иоанна 13:6-7).

Для людей, которые часто ходили босыми, шнуровка сандалий означала подготовку к выполнению какого-либо дела или к путешествию. В предписании, касающемся пасхальной трапезы, указывалось, что она должна совершаться с препоясанными чреслами, обувью на ногах и посохами в руках (Исход 12:11). Павел тоже использовал образ христиан, обувших ноги «в готовность благовествовать мир», говоря об их готовности к духовной войне (К Ефесянам 6:15). Отправляя учеников проповедовать и исцелять, Иисус сказал им взять с собой обувь и очень немного сверх того (От Марка 6:9); они должны были путешествовать налегке, чтобы быть готовыми ко всему в ходе служения по распространению Евангелия. (В параллельных местах у Матфея и Луки сказано, что Иисус запретил ученикам брать обувь, но здесь, по-видимому, имелось в виду, что лишняя обувь будет для них обузой.)

Сандалии на ногах указывали на положение свободного человека, а не раба (От Луки 15:22). В них выражалась даже красота (Песни Песней 7:2). С другой стороны, хождение босиком было знаком скорби (2-я Царств 15:30; Иезекииль 24:17,23) или почтения к Святой Земле (Исход 3:5; Иисус Навин 5:15; Деяния 7:33). Босыми ходили пленные и рабы (2-я Паралипоменон 28:15; Исаия 20:2).

Обувь снимали при урегулировании различных правовых вопросов, причем точный смысл некоторых из них не вполне понятен. Самый ясный пример мы видим в случае с вдовой, чей деверь отказывался выполнить свои обязательства по закону левирата; она могла публично снять с него сапог и плюнуть ему в лицо в знак презрения (Вт. 25:9–10; ср. Руфь 4:7-8).

См. также: БОСОНОГОСТЬ, НОГА (II).

ОБШИРНОСТЬ. См. БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ.