ОБРЕЗАНИЕ (CIRCUMCISION) Словарь библейских образов

Обрезание – символическое действие, играющее в Библии роль яркого образа. Оно было знаком соблюдения завета, заключенного между Израилем и Богом (Бытие 17:11; ср. Деяния 7:8; К Римлянам 4:11), Который избрал израильский народ и дал ему обетование: «Я буду Богом твоим и потомков твоих» (Бытие 17:7; ср. Вт. 7:7–9).

Обрезание как древний обряд. В ветхозаветные времена обряд обрезания был распространен у многих народов, окружавших Израиль, поэтому его не следует рассматривать как какую-то его уникальную особенность. Вместе с тем, в Израиле ему придавалось особое значение. Как и у других семитских народов и египтян, его совершали не только над младенцами, и точный смысл его остается не вполне ясным. Возможно, он был обрядом посвящения при вхождении в возраст половой зрелости, или символической жертвой богам части детородного органа, или даже заменой человеческой жертвы. Но только в Израиле ему придали ясно выраженное религиозное значение, касавшееся не только человека, над которым оно совершалось, но и его семьи и всей общины. Требование использовать каменные, а не бронзовые или железные ножи свидетельствует о древности этого обряда (Иисус Навин 5:2).

Обрезание как знак принадлежности или завета. До установления центрального святилища обрезание служило основным символом завета, заключенного Богом с Израилем, и, соответственно, символом верности Израиля завету. Тех, кто отказывался подчиниться этому требованию, ждали суровые последствия (Исход 4:24-26). Это было непременным условием членства в заветной общине (Бытие 17:14) и, возможно даже, проверкой лояльности (Бытие 34). В нем могло выражаться подтверждение преданности (Иисус Навин 5:2-8). Среди ближайших соседей Израиля обрезание не практиковали только филистимляне. Автоматическая ассоциативная связь между филистимлянами и крайней плотью лежит в основе требования Саула, чтобы в качестве выкупа за невесту Давид принес ему сто краеобрезаний филистимлян (1-я Царств 18:25). В результате традиционной вражды иудеев с филистимлянами «необрезанными» стали называть нечестивцев и безбожников (напр., Книга Судей 15:18; 1-я Царств 17:26; 2-я Царств 1:20). Иезекииль распространил это прозвище на врагов Израиля, изобразив их мертвыми народами, которые ранее терроризировали землю (Иезекииль 32:17-32), а теперь бесславно сойдут в преисподнюю (Иезекииль 32:27), где будут лежать с «необрезанными».

Обрезание как выражение искренней веры. На этом фоне сильное впечатление производят обвинения в «необрезанности» в отношении Израиля. «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать», – пишет Иеремия о жителях Иерусалима (Иеремия 6:10). Весь Израиль он обвиняет в том, что у него «необрезанное сердце», поэтому, независимо от совершения физического обрезания, израильтяне не отличаются от других народов, которые его не практикуют (Иеремия 9:26; ср. Иеремия 4:4). Они столь же нечестивы и безбожны. Понимание, что внешнее послушание через совершение обряда обрезания не обязательно влечет за собой послушание сердца и что «необрезание» сердца приведет к потере заветных обетований, проявилось уже в Пятикнижии (Вт. 10:16; Левит 26:41). Такое же обвинение против иудеев выдвинул Стефан (Деяния 7:51). Несмотря на такие намеки, ставящие под сомнение неэффективность обряда обрезания, многим ранним верующим было трудно отказаться от этого внешнего знака.

Обрезание как выражение ветхого закона. Продолжив с того места, на котором он прервал Стефана (Деяния 7:58 и далее), Павел развил эту тему дальше, не только указав на необязательность обрезания (К Римлянам 2:25-29), но и предупредив (с язвительным юмором): «Берегитесь обрезания [katatome] потому что [истинное] обрезание [peritome] – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом» (К Филиппийцам 3:2-3). В другом месте он высказал даже пожелание, чтобы сторонники обрезания кастрировали себя (К Галатам 5:12 {ср. синод}). По убеждению Павла, христиане обрезаны во Христе (К Колоссянам 2:11), так как они получили от Духа новое сердце; и главным образом по этой причине Павел резко выступал против тех, кто побуждал язычников принять внешний знак обрезания (Деяния 15:1-29). «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (К Галатам 6:15; 5:6).

Итак, время и установление последующих заветов коренным образом изменили символику обрезания. Древний обряд стал основным знаком соблюдения завета. А после пришествия Христа обрезание служит символом несоблюдаемого закона, который не может принести спасение.

См. также: ЗАВЕТ, ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ.

Библиография:

R.G.Hall, «Circumcision», ABD 1:1025–31;

J.M.Sasson, «Circumcision in the Ancient Near East», JBL 85 (1966) 473–476.