ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ (SEDUCTION) Словарь библейских образов

Совокупный образ обольщения выражается в словах обольщение, обольщать, обольститель и обольстительница. В библейских образах обольщения изображаются люди, подвергающиеся искушению кем-то или чем-то отойти от пути, которому им надлежит следовать. Неподобающий путь сулит удовольствия и награды (материальные или духовные), которых в противном случае человек может лишиться. С образом обольщения тесно связан окольный характер призыва. Обольщенный человек завлекается постепенно и все больше отходит от того, чему он должен оставаться верным. Люди могут нарушать верность под воздействием угроз, из стадного чувства или просто из желания получить деньги или власть, но все это – результат, скорее, преднамеренных или спонтанных действий, а не обольщения. В словах же, используемых в различных переводах Библии для выражения мысли об обольщении (соблазнять, прельщать, завлекать, обманывать, сбивать с пути), подразумеваются одновременно значения заманивания и обмана.

В Библии показаны люди, соблазняющиеся на разного рода дурные поступки, среди которых поклонение иным богам (Вт. 11:16), недозволенные половые связи (Иов 31:9), воровство и насилие (Пр. 1:10–11), предательство (Книга Судей 16:5). Соблазнители бывают разными. Обмануть и сбить с пути могут змей (Бытие 3:1), небесные тела (Вт. 4:19), женщина (Екклесиаст 7:26), члены семьи (Вт. 13:6), дурная компания (Пр. 1:10–19), обещания богатства (Иов 36:18), лжепророки или лжеучителя (Иезекииль 13:10).

Различные пути, которыми обольщение может проникать в душу, демонстрирует искушение в саду (Бытие 3:1-6). Оно может взывать к чувствам (запретный плод приятен для глаз), удовлетворению аппетита (плод хорош для пищи) или к рассудку (плод может дать мудрость). Но основной силой, приведшей к грехопадению, была хитроумная аргументация змея. Чаще всего оружием обольщения в Библии служат слова – настойчивые, обманчивые, вкрадчивые. Во Второзаконии есть предупреждение, что родственник или друг может «уговаривать тебя тайно... говоря: “пойдем и будем служить богам иным”» (Вт. 13:6). Далида, известная ветхозаветная искусительница, изводила и обхаживала Самсона, пока он не раскрыл секрет своей силы. Прелюбодейка в Притчах прельщала свои жертвы «множеством ласковых слов» (Пр. 7:21; см. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ) и речами «мягче елея» (Пр. 5:3). Иезекииль обвинял лжепророков в том, что они вводят народ в заблуждение, «говоря: “мир”, тогда как нет мира» (Иезекииль 13:10).

Вслед за ветхозаветными пророками против соблазна лжеучителей предостерегали верующих новозаветные авторы. «Ласкательством и красноречием [они] обольщают сердца простодушных» (К Римлянам 16:18) и увлекают «философиею и пустым обольщением» (К Колоссянам 2:8). Петр так описывал лжеучителей: «Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2-е Петра 2:18).

В Новом Завете часто изображаются люди, сбивающиеся с пути из-за собственных греховных желаний, символизирующих обольстительные силы, направленные против спасительной Божьей благодати в человеке. Павел пишет о ветхом человеке, истлевающем в «обольстительных похотях» (К Ефесянам 4:22), Иаков использует образ полового обольщения, чтобы показать, как наши желания незаметно подталкивают нас в ложном направлении: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть» (Иакова 1:14-15).

Здесь Иаков повторяет истину, которая демонстрируется на всем протяжении Библии: поддающийся обольщению греха в конечном счете навлекает на себя погибель.

См. также: АППЕТИТ, БЛАГОДЕНСТВИЕ, ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ИДОЛЫ, ИСКУСИТЕЛЬ, НАГРАДА, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, ПУТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ.

ОБОНЯНИЕ. См. ЗАПАХ.