ОБНОВЛЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, РЕФОРМА (REFORM) Словарь библейских образов

Обновление означает перестройку жизни человека или народа и приведение ее в соответствие с нравственными или духовными нормами. В библейских рассказах об обновлении подразумевается возврат к прежним нормам, от которых люди или народы отошли. Такое обновление обычно сопровождается покаянием.

Наиболее значительная группа рассказов об обновлении в Библии связана с восстановлением истинного поклонения Богу после обращения народа к идолопоклонству. Прототипом служит преобразование, осуществленное при Иосии, когда вернулись к книге закона и была проведена всеобъемлющая реформа поклонения (4-я Царств 2223). Аналогичные реформы проводили и другие ветхозаветные цари (2-я Паралипоменон 15:8-19; 29 – 31). Когда находившийся в плену народ Иудеи вернулся на родную землю, Ездра провел национальную реформу, касающуюся смешанных браков с язычниками (Ездра 10:1-15), а Неемия надзирал за подобными реформами в сфере поклонения и брака (Неемия 13). Пророческим аналогом этих исторических событий служат призывы пророков к обновлению (Иоиль 2:12-17; Амос) или изображение Бога, производящего обновление Своего народа (Иезекииль 36:8-38; Софония 3:9-13).

В евангелиях есть рассказы о людях, принявших условия спасения согласно учению Иисуса и в результате изменивших свою жизнь. Типичные примеры – Закхей (От Луки 19:1-10) и женщина, «которая была грешница», чья жизнь преобразовалась прощением Иисуса (От Луки 7:36-50). Уверенность в преобразовании жизни персонажей, встретивших Иисуса, мы получаем и при чтении других евангельских рассказов, хотя в них об этом прямо не говорится, – например, о самарянке (От Иоанна 4:7-42) и о женщине, взятой в прелюбодеянии, которой Иисус сказал: «Иди и впредь не греши» (От Иоанна 8:11).

В Библии много подобных примеров, но ни у кого жизнь не изменилась до такой степени, как у Павла, о чем он сам пишет в автобиографических разделах своих посланий. Ближайшим аналогом в Ветхом Завете служит рассказ об обращении – борьбе Иакова с ангелом Божьим (Бытие 32:22-32), – когда крайне воинственно настроенный человек становится гораздо более мягким и симпатичным после встречи с Богом (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). По крайней мере, в двух притчах Иисуса тоже рассказывается о преобразовании жизни людей – младшего сына, пришедшего в себя и вернувшегося к отцу (От Луки 15:11-24; см. БЛУДНЫЙ СЫН), и сына, переборовшего свое упрямство и пересмотревшего отказ работать в винограднике отца (От Матфея 21:28-31).

Рассказы об обновлении в Библии не столь многочисленны, как можно было бы ожидать, но эта относительная немногочисленность не должна вводить в заблуждение. Все нравственное и духовное содержание Библии, вся сила ее заповедей, поучений и высказываний мудрости направлены на побуждение читателя преобразовать свою жизнь и искоренить из нее грех, являющийся уделом человека. Это стремление выражается, в частности, в перечнях добродетелей и пороков, включенных в некоторые новозаветные послания и по сути представляющих собой схематический план нравственного и духовного обновления.

См. также: ВОЗВРАЩЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ.