ОБМАН (DECEPTION, STORIES OF) Словарь библейских образов

Рассказы об обмане, основывающиеся обычно на притворстве, переодевании или изменении внешности действующего лица, следуют нескольким сюжетным линиям, включающим интриги, противопоставление видимого и скрытого смысла, напряженные ситуации, неожиданные повороты и разоблачения. Обман встречается в Библии как в комедийном, так и Трагическом варианте.

В рассказе о грехопадении (Бытие 3) тема обмана присутствует подспудно. Сатана принял вид змея для соблазнения Евы, и свои зловредные намерения замаскировал благородной заботой о человечестве. Опасаясь за жизнь Авраама в чужеземных странах, Авраам и Сарра говорили полуправду о своих отношениях, когда это казалось им целесообразным (Бытие 12:10-20; 20; ср. Бытие 26:6-11). В Бытии самый развернутый рассказ подобного рода – история об обмане Иаковом отца с целью похитить Первородство у своего старшего брата Исава (Бытие 27). Фамарь обманула Иуду, сыграв роль блудницы, чтобы он воспитывал ее отпрысков (Бытие 38), а Лаван обманул Иакова подложной невестой (Бытие 29:21-25). Когда Сихем изнасиловал дочь Иакова Дину, ее братья обманным путем побудили соплеменников Сихема совершить обрезание, а затем убили их, воспользовавшись болезненным состоянием в результате операции (Бытие 34).

В последующих ветхозаветных книгах тоже есть истории, связанные с обманом, хитростью и переодеванием. Гаваонитяне оделись путниками из далекой страны, чтобы добиться мира с Израилем (Иисус Навин 9). Царь Саул переоделся, отправившись на встречу с волшебницей в Аэндоре (1-я Царств 28:8). Ахав (2-я Паралипоменон 18:28-33) и Иосия (2-я Паралипоменон 35:20-27 {«приготовился»}) прибегли к бесполезному переодеванию, прежде чем отправиться в последний бой. Сын Давида Амнон притворился больным и изнасиловал свою сестру Фамарь (2-я Царств 13:1-14). Можно также привести в качестве примера поступок хитрого левши Аода, повесившего меч с непривычной правой стороны, где он был незаметен, что помогло ему совершить смелое убийство моавитского царя Еглона (Книга Судей 3:15-30). Иаиль тоже проявила хитрость, внушив Сисаре ложное чувство безопасности своим гостеприимством (Книга Судей 45).

Но есть и истории обмана ради божественного избавления. Можно вспомнить об Иосифе, скрывавшем свою личность от братьев, пока не пришло подходящее время, чтобы открыться перед ними (Бытие 4245), о еврейских повивальных бабках, лгавших фараону (Исход 1:15-21), о семье Моисея, спрятавшей его в корзине на Ниле и затем даже получавшей плату за уход за ним (Исход 2:1-10), о Раав, спрятавшей лазутчиков (Иисус Навин 2:1-14), о Мелхоле, положившей на постель статую с козьей кожей, чтобы помочь Давиду скрыться от слуг Саула (1-я Царств 19:11-17) и о волхвах, которые обманули Ирода, вернувшись домой другим путем (От Матфея 2:12).

Таким образом, обман в Библии может быть направлен на добро или зло. Он может быть Божьим средством избавления и наказания нечестивых царей или народов. Но в той же степени он может использоваться нечестивыми людьми для достижения дурных целей.

См. также: ИАКОВ, ИСАВ, КРИВИЗНА, НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.