НОС, НОЗДРИ (NOSE, NOSTRILS) Словарь библейских образов

Упоминания о носе чаще всего не имеют значения библейского образа, а вот кольцо или крюк – действительно образы. Например, кольцо в носу служило украшением (Бытие 24:22 {«серьгу»}; Исаия 3:20; Иезекииль 16:12; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ). С другой стороны, библейский образ крюка в носу символизирует подчинение или принудительный увод. Пророки использовали этот образ для предупреждения народов о Божьем гневе и об ожидающей их судьбе (4-я Царств 19:28; 2-я Паралипоменон 33:11). В Иова 40:19–21 Бог спрашивает Иова, способен ли он поймать и укротить бегемота или левиафана (см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ), проколов им нос.

Нос как таковой занимает центральное место в четырех отрывках. В Псалтирь 113:14 говорится, что у идолов есть нос, но они не обоняют, то есть что они не имеют жизни, в отличие от Бога. В Пр. 30:33 образ носа используется для показа того, что гнев приводит к ссоре. В Иезекииль 8:17 говорится, что израильтяне «ветви подносят к носам своим» – смысл не вполне ясен, но, возможно, имеется в виду, что, пытаясь оскорбить других, они тем самым оскорбляют самих себя. В Иезекииль 23:25 Бог говорит Израилю, что его враги придут и отрежут ему нос и уши, изувечив пленных.

Образ ноздрей используется в Писании в четырех значениях. Жизнь ассоциируется с ноздрями: «Господь Бог... вдунул в ноздри его [Адама] дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7 NIV; см. также Бытие 7:22; Иов 27:3; Исаия 2:22). Дыхание жизни есть в ноздрях любого живого существа, но только у человека в ноздрях есть дыхание Бога.

Сила Бога выразилась в дуновении из Его ноздрей, когда Он разделил воды Красного моря и избавил Давида от его врагов (Исход 15:8; 2-я Царств 22:16; Псалтирь 17:16; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ); а неистовство/гнев демонстрируется как дым, поднимающийся из ноздрей Бога или левиафана (2-я Царств 22:9; Псалтирь 17:9; Иов 41:12).

Отвращение или презрение тоже символизируется ноздрями. В Числа 11:20 сказано, что мясо, которое давал Бог, покажется израильтянам отвратительным – «пойдет оно из ноздрей ваших» (см. также 2-я Царств 10:6; 16:21; 1-я Паралипоменон 19:6).

См. также: ДЫХАНИЕ, ЗАПАХ.