НОГА (II), СТОПА (FEET) Словарь библейских образов

Хотя иногда ноги связываются с ножками или углами стола или ящика (напр., Исход 25:12), в Библии это слово употребляется главным образом в значении ног человека и животных. Выражение «от подошвы ног до верха головы» служит характеристикой человека в целом (2-я Царств 14:25; Исаия 1:6). Есть также отдельные антропоморфические ссылки на ноги Бога, связанные, например, с Его обещанием прославить место, где Он стоит (Исаия 60:13; Иезекииль 43:7; Захария 14:4).

В библейские времена одна из важных сторон проявления гостеприимства заключалась в омовении ног гостя (Бытие 18:4; 19:2; Книга Судей 19:21; 1-я Царств 25:41). Слова о ногах в елее в благословении Моисеем Асира (Вт. 33:24) указывают на перспективу благосостояния. Омовение ног связывалось с возвращением домой и с малой вероятностью повторного выхода на улицу в этот день (2-я Царств 11:8). Возлюбленная сожалела, что не может подойти к двери, так как уже вымыла ноги (Песни Песней 5:3). Иисус послужил Своим ученикам, омыв их ноги, то есть совершив работу простого раба (От Иоанна 13:2-11). Эта услуга, которая ранее оказывалась Ему Самому (От Луки 7:44; От Иоанна 11:2; 12:3), стала образцом для учеников (От Иоанна 13:14-16; 1-е Тимофею 5:10).

Существовала практика обрядового омовения рук и ног (напр., Исход 30:19). Хотя это выглядит достаточно устрашающе, Божий народ может надеяться, что омоет ноги в крови нечестивых (Псалтирь 57:11; 67:24).

Образ ног появляется также в ситуациях, когда кто-то имеет власть над человеком или местом. Люди получают права на землю, на которую они ступили ногами (Вт.2:5; 11:24; Иисус Навин 1:3; Псалтирь 121:2), и теряют права, когда не ходят больше ногами по ней (2-я Паралипоменон 33:8). С этим связано представление, что покоренные враги попадают под ноги их победителей (Иисус Навин 10:24; 3-я Царств 5:3; Псалтирь 8:7; 44:6; 109:1; Исаия 49:23; 60:14; Малахия 4:3). Именно с помощью этого образа в Новом Завете подчеркивается власть Христа над всем сущим (От Матфея 22:44; 1-е Коринфянам 15:25 и далее; К Ефесянам 1:22; К Евреям 2:8) и неизбежность конечной победы христианских верующих над сатаной и его последователями (К Римлянам 16:20; Откровение 3:9).

Пасть к чьим-то ногам значит выразить почтение (1-я Царств 25:24; 2-я Царств 22:39 и далее; Есфирь 8:3; Деяния 10:25), и к ногам Иисуса падали многие встречавшиеся с Ним (напр., От Марка 5:22; Откровение 1:17). В Откровении ангел, служивший проводником Иоанну, не позволил ему пасть к своим ногам и направил его поклониться Богу (Откровение 19:10; 22:8–9). Сесть у ног значит проявить покорность и внимание к учению (От Луки 8:35; 10:39). Ухватиться за ноги значит обратиться с просьбой (4-я Царств 4:27; От Матфея 28:9). Особым случаем можно считать положение Руфи у ног Вооза как выражение желания, чтобы он стал ее родственником-покровителем: «Вооз наелся и напился, и развеселил сердце свое, и пошел и лег спать подле скирда. И она пришла тихонько, открыла у ног его и легла. В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина» (Руфь 3:4-8).

Способность передвигаться по каменистой местности, как быстроногий олень, служит метафорой жизни праведника (2-я Царств 22:34; Аввакум 3:19). Послушание Богу гарантирует, что стопы человека не поколеблются (Псалтирь 16:5), ибо Бог блюдет стопы Своих святых (1-я Царств 2:9). Это связывается с желанием, чтобы ноги стояли на прямом пути (Псалтирь 25:12; Пр. 4:26; К Евреям 12:13), на пространном месте (Псалтирь 30:9), на твердой почве (Псалтирь 39:3) и направлялись Светильником Божьего слова (Псалтирь 118:105). В Библии есть несколько молитв, чтобы стопы не уклонялись (Псалтирь 43:19; 118:101) и не бежали ко греху (Пр. 1:16; 6:18; Исаия 59:7; Иеремия 14:10). Одна из сторон служения Мессии заключается в том, что Он направляет ноги на путь мира (От Луки 1:79).

С другой стороны, грех символизируется колеблющимися, шатающимися или претыкающимися ногами (Иов 12:5; Псалтирь 36:31; 55:14; 65:9; 72:2; 114:8; 120:3). Кроме того, ноги могут попасть в сети, тенета или оковы (Псалтирь 24:15; 56:7; 104:18; Иеремия 18:22; Плач Иеремии 1:13). Одна из таких ловушек – лесть (Пр. 29:5), и псалмопевец молится об освобождении от тех, кто замышляет поколебать его стопы (Псалтирь 139:5).

Хождение босым понимается по-разному: либо как выражение благоговения в присутствии Бога (Исход 3:5), либо как следствие суда (Исаия 20:2), либо как знак cкорби (Иезекииль 24:17,23).

Ноги обычно считаются не очень привлекательными, и к ним можно относиться как к чему-то низкому (1-е Коринфянам 12:15,21). Но они становятся красивыми, когда принадлежат благовестнику Божьего спасения (Исаия 52:7; Наум 1:15; К Ефесянам 6:15). Если слово Божие где-то отвергается, его носителям надо отряхнуть прах со своих ног (От Матфея 10:14) в знак протеста (Деяния 13:51) и не иметь там никаких дел.

См. также: БОСОНОГОСТЬ, ОБУВЬ, ПРЕТКНОВЕНИЕ, ПАЛЕЦ НОГИ, ПОЛОЖЕНИЕ ПОД НОГАМИ, ПЯТА.