НОВОЕ (NEW) Словарь библейских образов

Новое – качественная категория в Библии, и яркое значение этого слова выходит далеко за рамки простого перечисления случаев его употребления. В Библии как эхом повторяются заявления о «новом», заложенном в самой природе Бога. Бытие открывается рассказом о сотворении мира, где все появляется вновь по Божьему слову. В Откровении показано завершение истории, которое, в свою очередь, предстает новым началом. Бог Отец всего в одном заявлении прямо отнес на Свой счет то, что провозглашает апокалиптический хор из многих таинственных голосов: «Се, творю все новое» (Откровение 21:5). Ключ к пониманию образа нового в Библии – осознание Бога как Бога новых начал, Который постоянно «делает новое» (Исаия 43:19). Эти новые дела совершаются в пяти сферах – первоначальное творение, провиденциальная история, пришествие, духовное возрождение и апокалипсис.

Бытие, Книга начал, открывается в атмосфере всего нового. Ничто больше не может сравниться в Библии с этими первыми страницами, где все создается впервые. Тон задается первыми же словами, «В начале», и мы видим, как божественный Художник наполняет холст творения. На последующих страницах мы тоже со всем встречаемся впервые – с первой человеческой четой, с первым человеческим домом, с первым грехом, с первыми последствиями греха.

После завершения творения новые дела Бога относятся к сфере провиденциальной истории, в том числе мира природы. Именно в рамках библейского учения история по-настоящему становится историей, идущей по определенному пути. При этом условии ни история, ни природа не цикличны и не бессмысленны в своем вечном повторении. Автор Екклесиаста мог утверждать, что «нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст 1:9), как это показывают бесконечные циклы природных явлений и бесчисленные повторения человеческой жизни (Екклесиаст 1:4-11), но Исаия выражает точку зрения большинства, когда изображает природу нескончаемым источником нового роста: «Дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест» (Исаия 55:10). Иными словами, дождь не просто возвращается к своему источнику, но производит что-то новое. В провиденциальном взгляде на историю, который постоянно утверждается в Библии, Божья милость «обновляется каждое утро» (Плач Иеремии 3:23), и это объясняет девять ссылок на «новую песнь», которой требует жизнь веры при раскрытии провиденциальных дел Бога.

Третья категория библейских образов новых дел Бога – пришествие, которым отмечается начало «нового завета». Не всегда легко определить, относятся ли ветхозаветные пророчества о «золотом веке» к пришествию Христа или к концу времен, тем не менее, представляется очевидным, что некоторые из них – мессианские пророчества, основанные на мотиве новых дел Бога во Христе. В одной из песен Исаии Бог говорит: «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу» (Исаия 42:9). Или: «А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого. Оно произошло ныне, а не задолго» (Исаия 48:6-7). Это новое – не просто замена старого; это то, что совершенствует и дополняет старое. Традиционный термин для обозначения этого – типология. Эта тема повторяется в Послании к евреям, где заявляется, что Христос есть «Ходатай нового завета» (К Евреям 9:15), Чье Искупление открыло новый путь для доступа к Богу (К Евреям 10:20).

Образ «нового» часто используется в связи с духовным возрождением человека. Для верующего духовное возрождение означает не меньше, чем новое творение: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2-е Коринфянам 5:17). Под новым здесь подразумевается явный прорыв – прежнее прощено и прошло. Это Преобразование во что-то новое есть основополагающая духовная реальность: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (К Галатам 6:15; ср. К Ефесянам 4:24; К Колоссянам 3:10).

Мотив нового с большой силой проявляется в Новом Завете, но он предвосхищается в ветхозаветных пророчествах. Иезекииль пишет о времени, когда Бог «дух новый вложит в них» (Иезекииль 11:19), а в другом месте приводит Божьи слова: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иезекииль 36:26). Такое духовное возрождение относится не только к будущей истории; Бог повелевает Израилю «сотворить себе новое сердце и новый дух» (Иезекииль 18:31).

Наиболее всеобъемлющее преобразование старого в новое показано в Апокалиптических видениях Библии. Здесь «новое» носит вселенский характер, хотя в конце истории обновятся и люди. Конечное и полное преобразование всего наиболее ярко выражается в образе «нового неба и новой земли», которые сотворит Бог (Исаия 65:17; 66:22; Откровение 21:1). В ходе этого преобразования верующие получат новое Имя (Исаия 62:2; Откровение 2:17). Читаем также о «новом Иерусалиме» (Откровение 3:12; 21:2). Пред небесным престолом поются новые песни (Откровение 5:9; 14:3). И если в Бытии показан архетип нового начала, та же атмосфера воссоздается в последних двух главах Библии, образы которых возвращают нас к рассказу о сотворении мира с его мотивом нового творения и райского сада.

Поводя итог, можно сказать, что Бог в Библии есть Бог новых начал. Он постоянно «делает новое» (Исаия 43:19) и «творит все новое» (Откровение 21:5). Поставленная Им пьеса продолжается от сотворения до апокалипсиса, между которыми располагается Его провиденциальная и искупительная история. Кроме того, Бог всегда предлагает роду человеческому присоединиться к обновлению – стать новым творением и петь новую песнь. История и вечность – это постоянное ожидание нового и более полного явления Бога.

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО, ЗЕМЛЯ, МУЗЫКА, НЕБО, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ПРИРОДА, СТАРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

НОВОРОЖДЕННЫЙ. См. МЛАДЕНЕЦ.