НИЩИЙ, ПОДАЯНИЕ, МИЛОСТЫНЯ (BEGGAR, BEGGING) Словарь библейских образов

Нищенствование в Библии показано как положение человека, доведенного до крайности. В Ветхом Завете изложены подробные правила о том, как дети Израиля должны вести себя в отношении тех, кто вынужден просить милостыню, чтобы получить средства на пропитание. Эти предписания были направлены на защиту неимущих людей от притеснения и причинения им вреда (см., напр., Пр. 22:22), но, с другой стороны, необходимость просить подаяние рассматривается в Ветхом Завете как выражение проклятия грешника (Псалтирь 108:10). Псалмопевец отмечает, что он никогда не видел потомков праведника «просящими хлеба» (Псалтирь 36:25). В Притчах говорится, что ленивец «зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего» (Пр. 20:4). Нищие несли на себе позорное клеймо своей нужды, и причины этой нужды – нищенствование было выражением немилости по отношению к попрошайкам, хотя они и защищались законами милосердия и гостеприимства.

Милосердное отношение к нищим выразилось и во многих делах Иисуса. Вместе с тем, следует отметить, что в Новом Завете образ нищего претерпел существенные изменения. В евангелиях нищий стал носителем образа человека, на которого распространяется Божья благодать, независимо от человеческих заслуг. У Луки и у Марка записана история о слепом Вартимее, вынужденном просить милостыню по причине своего физического недостатка. Когда он остановил Иисуса и попросил Его о милости, Иисус благожелательно отнесся к слепому нищему и исцелил его не только физически, но и духовно (От Марка 10:46-52; От Луки 18:35-43).

По крайней мере в двух из Своих притчей Иисус показал образы нищенствующих людей, являющих собой примеры праведности. В Евангелии от Луки Иисус рассказал историю о судье, «который Бога не боялся и людей не стыдился» (От Луки 18:2). Но этот самый судья в конце концов был вынужден склониться перед требованием женщины, стремление которой к справедливости напоминает выносливость и настойчивость нищего. В этой притче настойчивость женщины и ее упорство показывают пример, какой ответ молитва, даже без каких-то необычайных усилий, может получить от Бога, Который, в отличие от того судьи, совершенно справедлив.

Но самое необычайное раскрытие образа нищего мы видим в притче Иисуса о богаче и Лазаре (От Луки 16:19-31), основанной на теме коренного изменения судьбы в загробной жизни. В этой притче нищий предстает вполне обыкновенным человеком, в образе которого выражается идея, что Божья благодать не основывается на каких-то особых заслугах. Более того, в этой сцене показывается, что люди, не получившие наград на земле, получат их на небе.

Но в этом образе не подразумевается, что у Бога надо просить милостыню, чтобы получить доступ к сокровищнице Царства. Он просто заверяет тех, кто вынужден просить подаяние, что их мольбы будут услышаны, человеческое достоинство будет восстановлено и желания будут исполнены. Рассказы о Вартимее, настойчивой вдове и Лазаре напоминают читателям Евангелия, что нищета не только не служит причиной для отвержения, но и символизирует возможность для совершения чудес и благодати. Нищенствование как символ признанной нужды становится средством, с помощью которого Бог отвечает на эту нужду.

Эти конкретные примеры служат иллюстрацией метафорического использования Христом образа нищеты в блаженствах Нагорной проповеди, в которой Он сказал Своим последователям, что «нищие духом» блаженны, ибо они получат «Царство Небесное» (От Матфея 5:3).

См. также: БЕДНОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО, ИЗБЫТОК, НАГРАДА, СЛАБОСТЬ.