НИНЕВИЯ (NINEVEH) Словарь библейских образов

Как и подобает городу, ведущему происхождение от Нимрода, который был «силен на земле» (Бытие 10:8-11), Ниневия стала столицей могущественной империи Ассирии и славилась как «город великий» (ср. Иона 1:2). Этот яркий эпитет связывался, в частности, с фактом, что Ассирия была известна своими жестокостями на войне.

В Книге Ионы явно прослеживается игра на этом образе «величия». В начальных сценах подчеркиваются физические размеры и известность: Ниневия – легендарный город, логово злодеяний, протяженностью в три дня ходьбы (Иона 1:2; 3:2–3). Но по ходу рассказа величие Ниневии начинает выражаться, скорее, в ее народе, который вызывает Божье сострадание (Иона 4:11) и откликается потрясающим обращением «от большого из них до малого» (Иона 3:3,5). Такая готовность к покаянию со временем не забывается в Библии (От Матфея 12:41).

В книгах Наума и Софонии тоже отмечается величие Ниневии, но на этот раз оно связывается с гордостью перед падением. Ниневия становится объектом Божьего гнева, и этот объект истребляется так же легко, как огонь пожирает терновник или сухую солому (Наум 1:10). Ниневия была когда-то состоятельной наподобие Но-Аммона (Наум 3:8-10), но теперь подвергается унижению наготы и плена (Наум 3:7), ее соблазнительные чары блудодейки пожинают плоды позора и бесчестья, сопровождающие разоблачение (Наум 3:4-7). Она была когда-то логовом львов, надежным пристанищем, где добычей могли пользоваться все, кто там жил, теперь же она привлекла внимание божественного Охотника, Которому невозможно противостоять (Наум 2:11-13), и превратилась в развалины, в которых обитают другие, менее страшные дикие звери (Софония 2:14-15). Она когда-то находилась в безопасности, как и Но-Аммон, под прикрытием окружавших ее вод, теперь же она погружается в воды суда (Наум 2:6) и становится прудом с разрушенными стенами, которые не могут сдержать изливающуюся воду (беглецы, пытающиеся ускользнуть, Наум 2:8). Ее крепости подобны смоковнице со спелыми плодами, но спелость служит образом не обильного благословения, а неизбежного суда, как и нашествия саранчи (Наум 3:12,15), и это делает город местом не плодородия, а запустения, местом сухим, как пустыня (Софония 2:13). Ее жители, столь же многочисленные, как туча саранчи, теперь испытывают на себе Божий гнев, а не сострадание; они эфемерны и внезапно исчезают, когда восходит солнце (Наум 3:15-17). Они подобны стаду без пастырей, которые могли бы вести или защитить их (Наум 3:18). Эти образы во многих отношениях аналогичны тем, которые в Библии связываются с другими падшими городами (напр., Вавилон, Исаия 47; Иерусалим, Плач Иеремии 15).

Иисус упоминает о покаянии ниневинян в От Матфея 12:38-42 (пар. От Луки 11:29-32). Ниневиняне покаялись, когда Иона возвестил им о грядущем суде, хотя его собственное поколение игнорировало его предупреждение.

См. также: ГОРОД, ИОНА, КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ, КНИГА ПРОРОКА НАУМА, КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ.

НИЩЕТА. См. БЕДНОСТЬ.